Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Село Барятино
Село Барятино

Не большой лесок Кириллов

Есть береза, клен и дуб.

Все Барятинские тропки

От домов туда ведут.

Затерялись где-то речки,

А кругом поля, поля…

А за парком за Клешнянским

Ходит майская заря

Вечерами – коростели,

Ночью, утром – соловьи…

И рождаются от песен

Интересные стихи.

Небольшой лесок Кириллов

Там черемуха кругом,

А поутру рано-рано

Бродят кони табуном.

           И. Толочанов   с.Барятино 1995 г.

                                      Село Барятино

 

История села Барятино уходит в далекий XVI век. Именно тогда здесь основались первые поселенцы. Им понравилось здешнее приволье: земля была тучной, черноземной ковыльной. Степи еще ни разу не касалась соха. Спокойно несла свои воды река Вязовенка. Благодатный край, живи и трудись.

Уже в 1624 году здесь был построен и освящен древний храм в честь Михаила Архангела, и село получило название по церковном приходу – Архангельское.    

В книге И. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» (Рязань, 1888) читаем: «Село Архангельское, Барятино тоже, расположено при р. Вязовне с церковью Архангельской, упоминается в писцовых книгах 1676 г. При церкви той был двор попов, двор дьячков, двор Пономарев, двор просвирницы. В приходе – двор думного дьяка Григория Богданова, сорок семь дворов слуг, пять дворов бобыльных. И всего 62 двора».

Первыми владельцами обмерных угодий стали потомки почтенного рода князей Барятинских – князья Нащокины (Князья Барятинские происходят от князя Александра Андреевича Мезецкого, получившего прозвище «Барятинский» по владению Барятинской волостью на реке Кретьме в Мещерском уезде Калужской губернии)

В 1792 году по ходатайству хозяина имения Петра Фёдоровича Нащокина, князя Барятинского, началось строительство каменной церкви, новый храм был освящен в 1794 году (действовал до начала 30-х годов XX века), и находился на возвышенном плато на р. Вязовня.

Во второй половине XIX века земли Барятино стали входить в фамильные земли владения князей Муромцевых, усадьба которых находилась в селе Баловнево.

С 1859 года село Борятино - владельческое, имеющее 104 двора, школу, 812 жителей.

В 1890 году был заключен брачный союз наследника Баловневского поместья Николая Леонидовича Муромцева с княжной знатного дворянского рода Софьей Петровной Галициной. Софья Петровна, урожденная княжна Голицына, наследница богатого   почтенного рода, в шестнадцать лет сочеталась браком с действительным статским советником Николаем Леонидовичем Муромцевым, наследником владельцев знаменитого имения в селе Баловнево. После свадьбы молодые переехали в усадьбу родителей мужа. Бог не дал им детей и, по воспоминаниям современников, из-за этого Софья Петровна вытерпела немало незаслуженных обид от своих новых родственников. Потеряв интерес к семейной жизни, Николай Леонидович с рвением предался хозяйственным делам.

Н.Л. Муромцев умер в 1897 году, 46-ти лет от роду. И почти сразу же после смерти супруга Софья Петровна отреклась от мирской суеты, посвятив себя служению Богу.

Софья Петровна покинула дворец Муромцевых и поселилась в селе Барятино, где основала женский монастырь и стала его настоятельницей.

Главной целью жизни Софьи Муромцевой в этот период стало создание женской монашеской общины в имении при селе Барятино, к чему её активно склонял, пользующийся доверием, управляющий имением Василий Афанасьевич Косарецкий

Отец Софии Петровны князь Пётр Петрович Голицын, был обеспокоен деятельностью своей дочери и посягательствами на её имущество.

Хлопоты по созданию общины начались в 1899 году.

Началось строительство монастыря. Основное здание было кирпичным. Для зимнего периода был построен деревянный дом, где проводилась служба. Монастырские постройки были окружены кирпичной стеной.

Монастырь занимал территорию около 10-ти гектаров земли и был окружен высокой белокаменной стеной. На средства игуменьи Софьи был построен и освещен храм в честь иконы Веры, Надежды, Любови и Софии. Молились в нем исключительно монахини-послушницы, которых было около 300 человек. Монастырь вел личное хозяйство: имел около 1400 десятин земли, боле 70 лошадей, 150 голов скота.

2 сентября 1901 года по просьбе Софьи Муромцевой храм был освящён во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости».

Близ храма была устроена звонница с 8 колоколами. В этом же корпусе, в 17 комнатах, разместились насельницы общины, в других были устроены комната для спевки и чайная. Ещё 8 комнат находились в одноэтажном деревянном корпусе, здесь же была устроена и трапезная, хлебопекарня, три жилых корпуса, прачечная и иные постройки. В другом одноэтажном деревянном корпусе проживал священник Андрей Иоаннович Куницын.

В октябре 1903 года настоятельница Софийской общины подала прошение на строительство нового каменного храма, на 600 человек, который был выстроен   в 1904 году.

При Софийском соборе был пещерный храм во имя Ахтырской Божией Матери.

12 ноября 1904 основательница на правах начальницы женской общины рясофорная монахиня София была пострижена в мантию с оставлением прежнего имени.

При усадьбе монастыря находился барский дом – каменный с тремя башнями, а также женское училище и детский приют.

В дни революции 1905 г., а затем и 1917 года крестьяне сжигали скирды хлеба у монастыря. Тогда игуменья Софья Петровна купила паровую молотилку, и хлеб с поля подвозили и обмолачивали сразу, не кладя его в скирды. На молотьбе работали и крестьяне и монашки.

В марте 1906 года Софья ходатайствует о преобразовании общины в монастырь, подчёркивая, что здоровьем она слаба и ей требуются помощники: казначея и благочинная. В 1907 году монашеская женская община при селе Барятино была преобразована в Софийский нештатный общежительный женский монастырь, а настоятельница его возведена в сан игуменьи. Монастырь к этому времени представлял большой комплекс культовых, жилых и хозяйственных строений на площади 10 гектар и окружён кирпичной стеной.

В 2006 году руководство Барятинского хозяйства дало распоряжение снести   старинную постройку, которая выполняла роль склада под фуражное зерно, но требовала капитального ремонта, так как крыша этого здания полностью провалилась, и оно стало непригодным для дальнейшего эксплуатирования.

При зачистке территории совершенно случайно была раскрыта могила и склеп, выложенный тесовым камнем.

Мраморная плита, свидетельствовала о том, что здесь похоронен богатый человек. Бульдозер, которым расчищали территорию снесенного склада, немного повредил её с боков, но надпись сохранилась. На ней написано: «Дымков Дмитрий Николаевич (8 августа 1886 г.- 20 сентября 1907 г). Все жители села Барятино и заезжие гости ходили посмотреть на случайную «находку». Пришла на могилку и мама бывшей заведующей Барятинской сельской библиотекой Белоусовой Валентины Николаевны, Карпухина М.М., жительница д. Клешня Куркинского района Тульской области. Прочитав фамилию умершего, она вспомнила, что ей рассказала ее мама, жившая в те времена.

Записано со слов Карпухиной М.М. «..До настоятельницы женского монастыря Муромцевой С.П. помещицей, все её звали барыней, была Дымкова (как звали не помню). Она была хороша собой и очень добрая, но почему-то ходила   во всем черном. В селе имелся «работный дом», в котором по приказу помещицы кормили обедом всех бедных крестьян бесплатно. Моей маме тогда было 8-10 лет, и она вместе со своими братьями сестрами тоже бегала за подаянием в этот дом. Постройка этого здания сохранилась до наших дней. А вот склады в то время были конюшнями. Их было 4, и разводила барыня скаковых лошадей. От построек этих конюшен сейчас остались одни стены – их запретили сносить… Муж Дымковой Николай работал околоточным и редко жил в Барятино, почти постоянно был в Москве, где и остался совсем. Подробная судьба помещицы Дымковой мне не известна. Ходили слухи, что доживала свой век барыня в Кирсанихе. Там сейчас лес, а посреди леса пруд… А могилка эта принадлежит её сыну. Но почему он был захоронен у стен конюшни - не известно… Это останется тайной барыни Дымковой, покрытой времени давности…

Муромцева С.П. была настоятельницей монастыря, имела школу монашек, и свое монастырское хозяйство, а Дымкова управляла крестьянами села и вела свое хозяйство. Руины церкви, в которой молилась барыня Дымкова и ее крестьяне, находится на действующем ныне кладбище».

В январе 1918 года «советская власть» дошла до Данковского уезда. Весть об Октябрьском восстании долетела и до Барятинской земли. Власть перешла в руки Временного правительства, в составе которого был далекий родственник Софьи Муромцевой.

Первые декреты советской власти активизировали крестьян. Образовался совет крестьянских депутатов. Первым его председателем был избран   Карягин Фаддей Васильевич. Время было неспокойное.

В целях охраны своего имущества Софьей Петровной был вызван вооруженный отряд, состоящий из 12 латышских стрелков. Муромцева и солдаты вели себя по отношению к крестьянам довольно тактично. А между тем в село стали возвращаться   солдаты-фронтовики, многие из которых имели оружие: Митрофанов В.М., Иванищев С.Н., Филин Ф.И., Зотов. Они то и проявляли революционную активность. Организовав сельский Совет, поставили своей целью распустить вооруженный отряд, арестовать Муромцеву, а монастырские земли и скот разделить, амбары и склады взять под охрану советской власти.

Всё имущество монастыря «новые хозяева жизни» свезли в село и там разделили его между участниками грабежа. Местными крестьянами была отобрана вся земля, скот, была снесена и растащена часть построек и полностью разрушен хутор.

Несмотря на разграбление монастырского хозяйства и имущества, богослужение в обители регулярно совершалось в течение всего 1918 года.

В марте 1919 года Данковский исполком принял решение открыть в помещении Барятинского монастыря санаторий для туберкулёзных больных

С наступлением весны поделили землю, а хлебное зерно, по указанию уездного совета, вывезли в Куркино для отправки железнодорожным транспортом в города и армейские части. Учет отправленного зерна был поручен Вяземскому К.М., который в 1919 г. попал в ряды РККА, дослужился до звания генерал-майора. Умер в 1992 году. В установлении советской власти большую активность проявили Филин, Зотов, Иванищев, Митрофанов В.М., Митрофанов Ф.М.

В феврале 1920 года монастырь был ликвидирован, на его территории был создан совхоз. Игуменья Софья была арестована. Правда, ввиду отсутствия порочащих   улик большевики её вскоре освободили.

Вновь о Софье Петровне Муромцевой вспомнили в годы сталинских репрессий. В 1931 году её доставляют на допрос в следственные ораны, в Данков. Следствие велось несколько месяцев, но её совесть была чиста, поэтому принимая во внимание преклонный возраст С.П. Муромцевой (ей было уже 77 лет) и ее слабое здоровье, уголовное дело было прекращено. Почти сразу же Софья Петровна навсегда покидает Данковский уезд и поселяется в Москве. Дальнейшая судьба её не известна.

Воспоминания члена Барятинской коммуны Митрофанова Василия Михайловича, 1892 года рождения:   «Барятинская коммуна организовалась в 1925 году. Располагалась она в зданиях бывшего помещика Муромцева Леонида Николаевича и Барятинского монастыря. Сначала в коммуну вошли 15 бедняцких хозяйств, затем количество хозяйств увеличилось и возросло до 70. Крестьяне – бедняки увидели, что в коммуне жить было легче и лучше.

В состав нашей коммуны вступали даже крестьяне из других сел и деревень. Например, из Требунок, Сурков (Бигильдино)-Шебанов, из Теплого, Телепнева, Барятино, Секирно и других. Первым председателем коммуны был Бровкин Василий Алексеевич (из Сурков). Затем руководителями коммуны были: Ефанов Василий Николаевич, Шебанова Екатерина Ивановна.

Коммуна имела свое хозяйство: два трактора, к ним плуги и сеялки. Этого, конечно, не хватало. Не достаточно было и рабочего скота.

При вступлении в коммуну её члены приводили своих лошадей, коров, овец (если они имелись). Весь скот обобществлялся, т.е. становился достоянием всей коммуны. Но у многих не было своего скота. Это создавало трудности в первое время.

Члены коммуны работали добросовестно. На работу выходили по звонку до восхода солнца. Заканчивали работу с заходом солнца. Во время страдной работы завтракали и обедали в поле. В другое время питались в общественной столовой. Питание было хорошее. Обувь и одежда выписывались и раздавались в первую очередь нуждающимся, но не всем, ибо не хватало для всех».

Земли пахотной в коммуне было 100 га, самой лучшей.

                      Восстание в селе Барятино

   (Воспоминания Митрофанова Василия Михайловича)

«В период борьбы с кулачеством последние рьяно сопротивлялись советской власти, её законам. Особенно кулаки были недовольны коммуной и её авторитетом среди бедноты. Я в то время работал председателем сельского Совета. (1922-1930).

Кулаки, подстрекая некоторую часть крестьянства, в разных селах организовали против советской власти и коммуны восстание. В 1929 году большая толпа крестьян под руководством сельских богатеев, пришедшая из сел Плахово, Хомяково, Алексеевки, Озерок, Тужилок под набатный звон подошла к коммуне. С криками: «Долой советскую власть!», «Давай царя!» начала разгонять коммунистов по домам, заставляя их уводить с собой скот. Многие члены коммуны были жестоко избиты. Кулаки и другие богатеи рыскали по домам, искали руководителей, пытались с ними расправиться. Мне пришлось во время восстания скрываться, ибо меня грозились убить.

Приехавший из Березовки председатель райисполкома для усмирения восставших был избит кулаками, одного члена коммуны восставшие убили, другого ранили. Восстание продолжалось три дня, и лишь отряд солдат из 200 человек, вызванный из города Козлова (ныне Мичуринска) с двумя пулеметами разогнал и усмирил восставших.

Несколько главарей восстания было расстреляно или сослано. Например, Кузин Федор Агафонович».

 

После восстания в Барятино в 1930-1931 годах здание монастыря и ограда были сломаны, 200 тысяч кирпича увезли в город Воронеж, в селе Берёзовка из добытого таким образом кирпича построили здание райисполкома, в деревне Измайловка – школу.

К 1933 году в Барятинском хозяйстве насчитывалось скота до 300 голов свиней, коров до 50, овец более 500, лошадей около 50. Для отдыха коммунаров работала изба-читальня, где они часто выступали с художественной самодеятельностью, выпускалась стенная газета «Коммунар». Праздники отмечали торжественно. Коммуна просуществовала до 1933 года, около 8 лет. Государство оказывало ей большую помощь, но хозяйство оказалось нерентабельным. Поэтому в 1933 году коммуна была расформирована, и на её основе был создан первый колхоз в Барятино «Красный пахарь».

В настоящее время на месте монастыря – пустырь, огороженный нынешним владельцем земли, да несколько современных строений. От монастырского комплекса сохранились лишь стоявший за оградой одноэтажный кирпичный настоятельский корпус, украшенный двумя высокими башнями с шатровым завершением, кирпичный одноэтажный дом, пара деревянных на каменном фундаменте келейных корпусов, да два кирпичных амбара.

В 2004 году рухнула колокольня Софийского собора и больше ничто не напоминает о существовании в этом селе некогда большого и благоустроенного монастыря… От монастырского комплекса сохранились лишь некоторые постройки стоявшие за оградой: настоятельский корпус, каменный дом, келейный корпус и кирпичный амбар.

Разграбленный, опустошенный монастырь много лет стоит опустошенным и заброшенным. Одна из особенно   сильных гроз сбила «золотой» крест, венчавший колокольню, высота которой равнялась пятиэтажному дому. Пристройка к ней тоже со временем развалилась, что произошло не без помощи людей.

Про монастырь стало ходить много легенд, в том числе и такая. Перед приходом большевиков одна из монахинь, по приказанию Софьи, собрала все ценные предметы и унесла «дорогой» мешок в неизвестном направлении. Судя по тому, что монахиня отсутствовала недолго, стало ясно, что «клад» зарыт где-то близ монастыря, но все попытки его найти оборачивались неудачей.

                  

Недалеко от села Барятино располагается исчезающая ныне деревня Рожки. Существует легенда. В незапамятные времена около деревни Рожки якобы ударила в холм молния, и на этом месте забил родник, который в народе и по сей день называют СВЯТОЙ КОЛОДЕЦ.

На протяжении многих лет на Духов день, что на второй день Троицы, собираются сюда люди из ближних и дальних мест. Приезжает батюшка, как правило, из Кудрявщино, читает молебен. Верующие ходят с иконой, которая по преданию была обнаружена на том месте, где молния выбила этот ключ. Потом собравшиеся купаются, льют воду, набирают её с собой. Вода эта по поверью помогает от многих хворей, а хранится десятилетиями. Проведенный анализ в ванной химической лаборатории НЛМК показал, что в роднике содержится много серебра.

Принято решение обустроить и облагородить этот источник, на что выделено миллион рублей. И может быть в недалеком будущем возникнет в близи источника –ЗДРАВНИЦА.

Около оврага недалеко от села Головинщино когда- то жили в пещерах старцы во главе с Илларионом. Колодец, вырытый им, также объявлен святым. (Липецкий энциклопедический словарь)

                           Знаменитые   люди Барятинской земли

 

Елена Хренникова - оперная певица, родилась в селе Барятино в 1879 году. Её отец служил управляющим имения, семья была довольно зажиточной. Родители еще в детстве заметили незаурядные способности дочери, поэтому, обучаясь в Московской гимназии, Елена одновременно училась и в Московской консерватории, в классе опытного педагога М.Н. Муромцевой-Климентовой. Специалисты отмечали то, что девушка обладала редкостным певческим голосом – лирико – драматическим сопрано. В 1899 году Елена выступает в труппе С.И.Мамонтова, а уже через год её пригласили в Большой театр, где она дебютировала в роли Татьяны в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Затем Хренникова исполняла ведущие роли в многочисленных оперных постановках: Наташи – в «Русалке», «Маргариты» - в «Фаусте», Ольги в Псковитянке», Лизы в «Пиковой даме». Её партнёрами по сцене были великие певцы Л.В.Собинов и Ф.И.Шаляпин.

Елена Хренникова была близко знакома с лауреатом Нобелевской премии, всемирно известным писателем Иваном Буниным, который 18 ноября 1903 года, в день рождения Елены дарит ей свою книгу «Новые стихотворения», с поэтическим автографом.

 

В центре села Барятино расположены здания местной школы, Дома культуры, магазина. Чуть в стороне находится местная администрация. Вот здесь-то в 1981 году и был установлен памятник односельчанам, отдавшим свои жизни за честь и независимость нашей Родины. Инициатором создания памятника был председатель сельсовета Хохлушкин Виктор Васильевич. Большую помощь оказали шефы НЛМК. Они произвели сварочные работы, выложили из кирпича два постамента, на которых расположены списки погибших односельчан. Сведения о погибших в годы войны односельчанах собирали работники сельсовета и учащиеся Барятинской школы.      

Памятник представляет собой четырехгранную металлическую стелу на трехступенчатом бетонном прямоугольном основании. Справа и слева от стелы расположены 2 наклонных бетонных основания под металлические доски со списками погибших воинов. Для освещения памятника справа и слева установлены 2 электрических фонаря.      По инициативе В.В. Хохлушкина около памятника был разбит парк, посажены сосны и ели.        Огражденная металлической оградой, территория памятника всегда в образцовом состоянии. Это местная школа постоянно поддерживает порядок.

Литература:

Огрызков К. Барятино / К. Огрызков // Липецкая энциклопедия. - Липецк, 1999. - Т. 1. - С. 88.

Барятино. Храм Архистратига Михаила // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии : Данковский район / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. - Липецк, 2011. - С. 161-163.

Барятинский Софийский женский монастырь // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии : Данковский район / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. - Липецк, 2011. - С. 439-457.

Усович Р. Муромцев Николай Леонидович / Р. Усович // Усович Р. Данковские светочи / Р. Усович. - Липецк, 2012. - С. 158.

Усович Р. Муромцева Софья Петровна / Р. Усович // Усович Р. Данковские светочи / Р. Усович. - Липецк, 2012. - С. 17-18.