Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Село Берёзовка
Село Берёзовка

        Деревня Березовка упоминается в 1678 году в числе вотчин Предтечева Тульского монастыря. В 1686 году игуменом этой обители Корнилием сюда были переведены монастырские крестьяне из деревни Ситки Епифанского уезда. Игумен Корнилий с братьею «выменяли» у Семена Семенова сына Скорнякова-Писарева пустошь Дикое поле, ныне это деревня Березовка, на Березовом верху.

Долго осваивались рязанские земли: березовые рощи, лесополосы, лесочки, овраги, русла пересохших рек и зеленые луга.

        Сама Березовка своим появлением обязана реке Дону, потому что расселение велось с севера на юг вдоль рек. Монастырские крестьяне поселились в местечке вверху реки Березова. А так как и самих берез, и березовых рощ было много, новое поселение стало именоваться Березовка.

       Народ селился на берегах рек, потому что брали воду для питья, для скотины, стирали и полоскали белье зимой в проруби, ловили рыбу, купали коней и сами купались.

      Если посмотреть на село сверху, то увидим – три мелкие речушки соединяются в одну речку. Северная речушка - это и есть исток реки Березова. Ее исток и два притока создавали своеобразный крест из водных потоков, и в нем разместилось село и храм.

         В память русских воинов, погибших   в Куликовской битве, на средства нашего знатного земляка, мецената, высокообразованного, глубоко верующего человека Юрия Степановича Нечаева-Мальцева в селе Березовка была возведена красивейшая церковь во имя   великомученика Димитрия Солунского.

История создания храма началась в 1891году, который выдался очень неурожайным. Жители

села Берёзовка страдали от голода и не знали, как им выжить. На помощь сельчанам пришел один из богатейших людей того времени, меценат и местный помещик Юрий Степанович Нечаева-Мальцова. Его имение Полибино находилось в нескольких верстах от Берёзовки.

Юрий Нечаев-Мальцов безвозмездно снабжал жителей села хлебом на протяжении всего года. Голод удалось остановить. В знак благодарности помещику, местные крестьяне соорудили в селе часовню.

В в то время Березовке проживало около полутора тысяч человек и часовня всех не могла вместить.

Отрывок из рассказа «Прощальный поклон», который принадлежит перу писательницы Веры Павловны Татищевой, дамы, близкой к семье Нечаева-Мальцова.

«Крестьяне решили обратиться за помощью к Нечаеву-Мальцову, с. Берёзовка относилась к имениям Юрия Степановича. Собрали сходку, долго спорили, кого бы послать с прошением в Петербург. Выбор пал на скромного трудолюбивого мужика Аверьяныча, который работал в деревенской кузнице. Этот мужик был очень набожным, сперва отказывался, не хотел ехать, но в конце концов согласился на дальнюю поездку. Насушил на дорогу сухарей, крестьяне собрали ему немного денег.

На Сергеевской улице Петербурга (сейчас это улица Чайковского , 30) Аверьяныч нашёл дом Нечаевых. Свои вещи он оставил у полибинских поваров, а сам в сопровождении дворецкого поднялся на второй этаж особняка.

Дворецкий доложил: «Ваше превосходительство, приехал из Берёзовки какой-то мужик Аверьяныч и просит принять его». Юрий Степанович был в прекрасном расположении духа. Он сидел за письменным столом, просматривал последние выпуски газет. Сказал одно слово дворецкому: «Проси».

Аверьяныч подошёл к Нечаеву и упал на колени. Руку с шапкой опустил, а правой подал прошение.

– Ну что ты, Аверьяныч, разве так можно разговаривать, мне неудобно смотреть на тебя, встань!

Аверьяныч продолжал стоять на коленях. Тогда Нечаев-Мальцов позвал лакея, и они вдвоём подняли и усадили его в кресло

– Ну, расскажи, Аверьяныч, сколько в этом году ты намолотил ржи, овса, пшеницы.

– Этим, ваше превосходительство, я доволен, не смею обижаться.

Нечаев внимательно прочитал прошение.

– Построить церковь просите?

– Ваше превосходительство, всё население Берёзовки просит вас построить Божий храм! – Ну а цемент, кирпич откуда будете возить, окажут ли крестьяне помощь?

– На сходе, ваше превосходительство, мы всем миром порешили, что возможно в наших силах, всё будем делать. У кого есть лошади, будем работать день и ночь!

–Очень хорошо, очень хорошо, - радостно говорил Юрий Степанович.

– А какое место выбрали для постройки храма?

– Желательно построить церковь недалеко от училища. Там ровное место, лучше во всей Берёзовке не найти.

– Знаю я этот уголок и притом рядом с училищем. Ах, как хорошо придумали крестьяне ! Церковь я им построю, вот только найду архитектора и тогда с Божью помощью начнем строить храм …»

Нечаев- Мальцев сдержал слово, данное крестьянам, Березовский храм был построен за три года (1893-1897), по проекту профессора Академии художеств - архитектора А.Н. Померанцева. Сам архитектор так писал об этой церкви: «Березовский храм имеет базиличную форму. В русском строении выстроен весь из белого камня. Храм со всех четырех сторон украшен мозаиками, которые исполнены в мозаичном отделении при Императорской Академии художеств. Иконопись храма исполнил профессор Академии художеств – Бруни Николай Александрович. Цена храма 700 тысяч рублей».

 Именно столько было затрачено на его строительство, но как памятнику церковного зодчества ему нет цены. И тем больнее видеть - во что превратили эту православную святыню за долгие десятилетия люди, ослепленные призывами воинствующего атеизма, погрузившиеся во тьму духовную. От былого великолепия мало что сохранилось: нет ни мозаик, ни росписей, ни мраморного иконостаса… Но, к счастью, дошло до наших дней описание той церкви, читая которое, можно представить – какой она была, когда в ней проводились богослужения, сотни прихожан стекались, чтобы помолиться Господу Богу за себя, за близких, за Отечество и воинов,   отдавших за него свои жизни.

         Храм был построен по просьбе крестьян, за три года (1893-1897), по проекту профессора Академии художеств - архитектора А.Н. Померанцева. Сам архитектор так писал об этой церкви: «Березовский храм имеет базиличную форму. В русском строении выстроен весь из белого камня. Храм со всех четырех сторон украшен мозаиками, которые исполнены в мозаичном отделении при Императорской Академии художеств. Иконопись храма исполнил профессор Академии художеств – Бруни Николай Александрович. Цена храма 700 тысяч рублей».

             Храм построен в псевдорусском стиле. В церкви были созданы колонны в мавританском стиле. Металлическая конструкция кровли, хоры и лестницы сделаны по чертежам инженера В.Г. Шухова, конструктора знаменитой гиперболоидной башни. Храм облицован знаменитым писанным веневским известняком из веневских катакомб.

Некоторые статистические данные о храме великомученика Дмитрия Солунского:

Длина 60 аршин -42,67 м

Ширина 30 аршин – 21,33 м

Высота с куполом и крестом 65 аршин -46,22 м

Приблизительная длина каменной ограды с тремя воротами -300 м. Поверхности:

Южная лицевая сторона поверхности -444 кв.м

Северная лицевая сторона поверхности – 444 кв.м

Восточная поверхность – 257 кв.м

Западная поверхность – 257 кв.м

Общая поверхность, украшенная резным камнем, составляет 1400 квадратных метров

      Проектирование начиналось со средней части. Свод опирается на 4 колонны, символизирующих четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку, Иоанна.

       В высоту из средней части на границе амвона выделяется четверяк, образующий внутренние стены-колонны, поддерживающие свод купольного пространства.      Шатрова часть украшена килевидными кокошниками. Внутри размещается предалтарный иконостас. С восточной стороны к четверику примыкает абсида алтаря, а на север и юг он переходит в стены средней части. С западной стороны в контуры средней части храма встроена уходящая ввысь колокольня, а внизу размещается притвор и трапезная. Особое внимание архитектор уделил главной части храма – апсиде алтаря. Здесь совершается важнейшее таинство церкви претворения вина и хлеба в тело и кровь Христову. Снаружи в каменной нише на уровне горнего листа была установлена икона Знамения, выполненная в мозаичной технике.

        Каменная, двухэтажная, с помещением в верхнем этаже летней церкви, а в нижнем - зимней, сложена на цементе: наружная поверхность стен обложена тесаным, резным белым камнем и украшена пятью мозаичными иконами, покрыта оцинкованным железом по железному решетнику и железными стропилами. Внутренняя поверхность стен обоих церквей оштукатурена цементом и окрашена клеевой краской. В нижней церкви имеются: кладовая для свечей, масла и прочих потребностей церковных и две различные комнаты; а в верхней церкви имеются: помещение для крещения младенцев и две различные комнаты. Нераздельно с церковью – той же работы и материала – колокольня, украшенная над западным входом тремя мозаичными иконами (колокольня разрушена). Престолов в ней два: в летней – во имя великомученика Димитрия Солунского, а в зимней - во   имя святителя Николая Мирликийского чудотворца.

            В оформлении фасада храма архитектор Померанцев использовал декоративные элементы древнерусского зодчества, выполненные в технике резьбы по камню. Обращают на себя внимание окна, крыльцо в узорочье. Белокаменная отделка храма делает здание изысканным и нарядным. Воздвигали храм местные рязанские мастера, работу которых сравнивали с мастерством лучших европейских мастеров – каменщиков. Обнесена была церковь красивой каменой оградой (она не сохранилась).

       17 августа 1897 г. состоялось освещение епископом Рязанским и Зарайским. Всенощное Богослужение в новоосвященном храме по благословению Преосвященного совершил архимандрит Серафим, прибывший вместе с Владыкой из Рязани.

«Молва о предстоящем освящении далеко была распространена, и из разных сторон и отдаленных мест собрались к устроителю храма высокородные и высокопоставленные с губернским предводителем дворянства во главе гости, чтобы разделить радость духовную радушного хозяина на его христианском празднике».

При торжественном, гармоничном звоне под тон подобранных и настроенных колоколов Березовского храма, приветствуемый поклонами наполнявшей всю предхрамовую площадь массы народа, Владыка вступил в самый храм, встреченный на ступенях его строителем Ю.С.Нечаевым-Мальцевым и губернским предводителем дворянства гофмейстером Двора Его Величества Л.М. Муромцевым. В храме к освящению приготовлены были «престол из цельного камня и жертвенник, золотые богатые на престол и жертвенник облачения, массивные сребро-позалаченные сосуды. Кресты в дорогих окладах для священнослужителей – золотом шитые парчовые облачения». Величественный чин освящения совершен был с особой торжественностью. Певчие троекратно пропели «Многая лета» и Владыка Милетий вручил храмоздателю образ святого Иоанна Богослова. По окончании литургии под звон колоколов из храма направился крестный ход к месту закладки трех кирпичных зданий для церковно-приходской школы, после чего в доме храмоздателя Ю.С. Нечаева-Мальцева состоялась торжественная трапеза. Через год был освящен зимний храм.

При храме действовала церковно-приходская двухклассная школа, располагавшаяся в 3-х каменных зданиях, построенных на средства Ю.С. Нечаева-Мальцева и его членов семьи. По сведениям на 1902 г. в селе числились 2 церковные школы: образцовая с 60 учащимися мальчиками и простая с 16 мальчиками и 25 девочками. В каждой школе работало по одному светскому учителю. При школе были сад. огород теплицы плодовых деревьев и лесопитомник, устроенные на отведенных землях преподавателем В.П. Великановым. Березовская школа участвовала в юбилейной всероссийской церковно-школьной выставке 11 мая 1909 года в день памяти святых Кирилла и Мефодия в Петербурге.

         Со дня открытия церкви в селе Березовка священником в ней служил Иоанн Дмитриевич Чельцов. Он также преподавал в церковно-приходской школе. Жена его – Александра Михайловна – работала учителем в школе в соседней деревне Раевщино. После революции их семья попала в жернова репрессии – отец Иоанн погиб в Соловецком лагере для врагов народа, а его супруга была осуждена органами НКВД якобы за участие в антисоветской террористической организации и расстреляна 19 августа 1937 года.

            Березовскую церковь советская власть не трогала где-то до тридцатых годов. По воспоминаниям старожилов разрушать храм целенаправленно стали по указанию райкома партии. Партийные активисты и комсомольцы сбросили с куполов кресты, варварски разрушили колокольню, уничтожили настенные росписи. Простой народ, бывшие прихожане, обливались слезами, глядя на то, как глумятся над православной святыней. В изуродованном храме устроили народный дом, клуб, где показывали кино и устраивали танцы. Но иконы на папертях на алтарной восточной стене не давали покоя районному начальству. Возможно, они не могли спокойно смотреть в, словно живые глаза святых и ангелов (по достоверным данным, расписывал церковь сам знаменитый В.М. Васнецов), глядящих на них с немым укором. Закрашивали иконопись масляной краской, забивали фанерой, снова закрашивали, как будто боялись, что она пробьется чудесным образом сквозь один слой краски. И действительно, лики святых не исчезали, а возникали вновь. Тогда мозаика над входами была выбита зубильным молотком. За 1000 рублей, предложенных чиновниками, местные пьяницы разбили иконостас, а мраморные куски выбросили на улицу, хотя епископ Рязанский в начале 50-х годов прошлого века просил райком и райисполком продать иконостас, чтоб установить его в действующем храме.

       В1962 г. здание было отдано под Дом культуры. Были разрушены колокольня, сень под западным входом, иконостасы, сбиты мозаики. По воспоминаниям местных жителей, одного из ломавших колокольню «придушило» наверху большой глыбой. Большой урон был нанесен церкви. Ее обезглавили полностью, а когда падала подбитая колокольня, так ударила по храму, что дало трещину вдоль всей церкви. Сбивший мозаику погиб в Липецке: при добыче камня в Каменном логу был задавлен глыбой до смерти. Печальна была судьба уникального иконостаса, который не удалось спасти.  Мраморные глыбы, плиты выбросили на улицу в том месте, где была волейбольная площадка. Поскольку зимний храм использовался как овощехранилище, то все подоконники были растесаны для загрузки сельхозпродуктов, позднее стекающая в эти дыры вода привела к пучению грунта и в стенах храма появились трещины.

Такое отношение к уникальному памятнику архитектуры привело к концу   XX века Березовский храм в удручающее состояние, с каждым годом все больше разрушаясь.

         Долго стоял храм в забвении, но отыскался спонсор и храм начал восстанавливать свою былую красоту. В 2008 г. предприниматель из Липецка В.Б. Черногиль оплатил предпроектные работы, в 2009 г. в том числе и на его средства были выполнены работы по ремонту железного обрешетника и покрытию кровли, очистке фасадов храма. Вносит свою скромную лепту в возрождение храма и приход.

                 В селе Березовка в центре села в окружении белоствольных берез и раскидистых тополей в торжественной обстановке 9 Мая 2009 года был открыт новый памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На открытии памятника присутствовали представители районной и сельской администрации, педагоги и учащиеся школы, работники культуры, детского сада, жители села. Почетными гостями торжества были участники Великой Отечественной войны: Н.В. Зоткин, Н.В. Епифанов, труженики тыла: А.Т. Зайцева, Т.В.Фомина, З.А.Калинина, З.Я.Зотова, воины – афганцы Ю.Н. Титов, С.П.Ерин, репрессированные граждане: А.И.Белугин, Ю.Т. Голованова.

       Заказчик изготовления нового памятника, взамен старого, обветшавшего, - глава администрации сельского поселения Березовский сельсовет Мухортых Владимир Александрович. Исполнитель - директор фирмы «Некрополь» и.п. Евгений Григорьевич Артешевский. Между заказчиком и исполнителем был заключен контракт на изготовление памятника на сумму 150 тыс. рублей. Памятник изготовлен из черного гранита в виде установленной на тумбе раскрытой книги, на страницах которой увековечены имена 287 погибших воинов. Внизу выгравированы   слова «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ».

        Территория памятника ухожена: заасфальтированы дорожки, посажены цветы, размещены скамейки. Это любимое место отдыха сельчан. Здесь гуляют дети, отдыхают пенсионеры, молодожены возлагают к подножию памятника цветы.

        

Список литературы:

Огрызков К. Березовка / К. Огрызков // Липецкая энциклопедия. - Липецк, 1999. - Т. 1. - С. 112.

Березовка // Липецкий энциклопедический словарь. - Липецк, 1994. - С. 84.

Баловинки // Липецкий энциклопедический словарь. - Липецк, 1994. - С. 78.

Прохоров В. А. Березовка / В. А. Прохоров // Прохоров В. А. Липецкая топонимия / В. А. Прохоров. - Воронеж, 1981. - С.26 .

Прохоров В. А. Баловинки / В. А. Прохоров // Прохоров В. А. Липецкая топонимия / В. А. Прохоров. - Воронеж, 1981. - С.24 .

Березовка. Храм святого Димитрия Солунского // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии : Данковский район / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. - Липецк, 2011.- С. 165-181.

Церковь Дмитрия Солунского // Липецкая область: самый полный путеводитель. - М., 2014. - С. 176-177.

Бенуа в Березовке // Земля Липецкая: историческое наследие, культура и искусство. - СПб., 2003. - С. 308-309.

Храм святого Димитрия Солунского в селе Берёзовка // Заветы Ильича. - 2013. - 1 янв. - С.6.:фото.

Портнихина Т. Храм возрождается / Т. Портнихина // Заветы Ильича. - 2011. - 17 нояб.:фото.

Прохоров В. Нас не поставить на колени : [о труженице тыла М. И. Удаловой и ее муже, участнике Великой Отечеств. войны Н. И. Удалове (1920-1994) из с. Березовка Данков. р-на] / В. Прохоров // Заветы Ильича. - 2013. - 22 июня.:фото. - (22 июня - День памяти и скорби).

Портнихина Т. Учительница словесности : [о Заслуж. учителе шк. РСФСР, Отличнике нар. просвещения А. В. Гудошниковой] / Т. Портнихина // Заветы Ильича. - 2012. - 14 июля.:фото. - (Лицо русской провинции).

Волков С. В Березовке : [стихотворение] / С. Волков // Волков С. Поклонитесь деревне / С. Волков. - Липецк, 2016. - С. 24-25.