Село Бигильдино
Село Бигильдино

Село Бигильдино

         Село Бигильдино Данковского района Липецкой области расположено на правом берегу Дона. Бигильдино – является одним из самых больших поселений Данковского района. Численность населения – около тысячи человек. В состав сельского Совета входят деревни: Ашанино, Вихровка, Масловка, Восток, Заполянский, Никольское. Происхождение слова «бигильдино» не ясно.

         Впервые о нем упоминалось в одной окладной книги за 1676 г. по переписи 1882 г. По В. П. Загоровскому, Бигильдино населено в 1669 г. драгунами «под Бигильдинским верхом», от которого получило название. Здесь верх — верховье оврага. Упоминается, что в нем насчитывалось 684 хозяйства, 520 из них топились по-черному.

         Известно, что до появления в 1731 году кирасир драгуны были единственным родом регулярной кавалерии в России. Храбрость, честь и служение Отчизне всегда были синонимами драгунских полков.

        Село имело и другие названия – Григорьевское, Сурки. По документам 1859 года – село казённое с церковью.

         До 1917 года в селе было три кузницы, где ковали лошадей и ремонтировали сельхозтехнику.

         В селе жили сапожники, они занимались пошивом обуви. Насчитывалось несколько портных и специалистов по выделки овчины.

         25 апреля 1921года  была создана комсомольская ячейка.

         Современным жителям села есть, чем гордиться... Такой же стойкостью, как их предки, отличаются и ныне живущие бигильдинцы. Их силами восстанавливается сельский храм Богоявления Господня 1778 года постройки.

            В Бигильдино родились, трудились заслуженные люди, оставив исторический след: святой первомученник российский  Протоирей Иоанн Кочуров, Любовь Николаевна Запольская – первая  женщина алгебраист, Борис Алексеевич Тутыхин – педагог, ученый, более 30 научных работ, Дмитриева Лариса Борисовна – заслуженная артистка РСФСР, педагог – балетмейстер, Чиликина Александра Ивановна – заслуженный учитель России.

                                 Церковь «Богоявление Христово»

            Главная архитектурная достопримечательность села – церковь «Богоявление Христово», основанная в 1676   году». С 1843 года в ней прилежно вел службу В.В. Кочуров, а со 2 марта 1857 года - Александр Кочуров. Они успешно совмещали свое приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища. 13 июля 1871 года в семье сельского священника Александра Кочурова родился сын - в будущем протоиерей Иоанн Кочуров. В 1917 году он погиб мученической смертью. В 1993 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был причислен к лику священомучеников. Около полуразрушенной сельской церкви был поставлен большой   деревянный крест, и каждый год в день смерти Иоанна Кочурова (14 ноября) там проходит служба. В Тихвинском соборе г.Данкова есть икона священомученника Иоанна и бигильдинцы, бывая там, ставят свечи перед ней и обращаются со словами молитвы к святому.

                                   Обелиск памяти

                                              

         В 1985 году был торжественно открыт мемориал воинам – бигильдинцам, погибшим в годы войны.

         Интересна история создания этого мемориала. Инициатором и руководителем возведения мемориала был директор средней школы Беляев В.Н. За поддержкой и помощью он обратился тогда к своему земляку-бигильдинцу Явных В.И., работающему в то время 2-м секретарем Липецкого обкома ВЛКСМ. Содействовала ему в этом благородном деле и Л.В.Куракова, бывшая зам. главы администрации Липецкой области, а в то время -1-й секретарь Октябрьского РК ВЛКСМ. Это они с помощью шефов НЛМК организовали литье букв для текстов памятника.

         Мемориал представляет собой миниатюрный комплекс из скульптуры «Каленопреклоненый солдат с автоматом» на кургане славы, к которому он вплотную примыкает. На передней её части на красном фоне верху – годы Великой Отечественной войны и слова: «Воинам-бигильдинцам». Чуть ниже текст: «Вечен ваш подвиг». У подножия памятника – пятиконечная звезда, факел вечного огня. Чуть выше, у основания стены славы, - 11 мраморных плит с именами погибших земляков (всего их 365).

         Парк школы и мемориал взаимосвязаны и дополняют дуг друга. К памятнику ведет аллея из канадских елей и декоративных кустарников.

        

                       Иоанн Кочуров

Иоанн Царскосельский, протоиерей (Кочуров) родился 13 июля 1871 года в с.Бигильдино                (прежнее название села Сурки) Данковского уезда в благочестивой и многодетной семье священника Александра Кочурова и его супруги Анны.

         Почти всю жизнь Александр Кочуров успешно совмещал приходское служение в Богоявленской церкви с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища и был для сына достойным примером. Он определил его учиться в Данковское духовное училище, а затем в Рязанскую духовную семинарию, которую юноша окончил в 1891 году. Иоанн выделялся выдающимися успехами в изучении богословских и общеобразовательных дисциплин и личным благочестием. Выдержав вступительные испытания, уроженец земли Данковской стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии, которая являлась одним из лучших учебных заведений России.

         10 июня 1895 года, после окончания академии отец Иоанн в соответствии с давним желанием, был направлен в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Перед отъездом за границу он женился на Александре Чернышевой.

         Оказавшись в Ню-Йорке, разительно отличавшемся по бытовому и духовному укладу от русских городов, и ещё не успев освоить английский язык, отец Иоанн, благодаря братской поддержке представителей небольшой православной общины Нью-Йорка, смог без труда включиться в жизнь незнакомой страны, создавать православные приходы в среде разноплеменного и многоконфессионального местного населения.

         В Америке судьба сводит отца Иоанна с будущим Патриархом Московским (тогда епископом) - Тихоном. Заручившись его поддержкой, священник руководит в городе Чикаго строительством храма, его возведение было завершено в 1903 году. Освященная епископом церковь Пресвятой Троицы стала одним из самых замечательных храмов континента.

         Уже первые годы его пастырского служения были отмечены священническими наградами. Указом Святейшего Синода от 6 мая 1896 года отец Иоанн был возведён в сан протоиерея. В период 1903-1907 годов воздвигнутый его трудами чикагско-стриторский приход превратился в один из самых обустроенных и перспективных в епархии. Но всё чаще отец Иоанн стал задумываться о продолжении служения в России.

         И наконец-то это произошло в августе 1907 года. Иоанн Кочуров был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы, затем стал исполнять обязанности законоучителя Нарвских гимназий. Девять лет активной духовно-просветительской работы не прошли даром – церковный педагог стал истинным православным проповедником.

         6 мая 1912 года он был награжден орденом святой Анны II степени, а ещё через четыре года - орденом святого Владимира IV степени, что давало право на получение дворянства.

         В ноябре 1916 года Указом Санкт-Петербургской духовной консистории отец Иоанн был назначен в Екатерининский собор Царского Села на освободившееся место второго приходского священника.

         В Царском Селе, соединившем в себе черты тихого уездного городка и блистательной петербургской столицы, Екатериниский собор был крупнейшим приходским храмом.

         Поступив в клир Екатеринского собора, отец Иоанн прибыл в город вместе с матушкой и пятью детьми (старший сын Владимир находился в это время на военной службе). Тепло и с большим уважением принятый паствой, он с первых месяцев служения зарекомендовал себя как ревностный совершитель службы Божией, красноречивый проповедник. Казалось, что впереди его ждут лишь счастливые дни. Однако события Февральской революции, произошедшей в Петрограде уже через три месяца после назначения, вовлекли Царское Село в водоворот революционных событий.

         Через несколько дней после захвата в октябре 1917 года власти в Петрограде большевиками – эхо грозных столичных событий отозвалось в Царском Селе. Чтобы вытеснить отсюда казачьи части генерала Краснова, которые сохранили верность Временному правительству, к Царскому Селу из Петрограда двинулись вооружённые отряды красногвардейцев, матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30 октября 1917 года они подвергли город артиллерийскому обстрелу. В Царском Селе началась паника. Многие горожане устремились в православные храмы, в том числе и в Екатерининский собор, надеясь обрести молитвенное успокоение.

Настоятель собора протоиерей Н.И.Смирнов с двумя священниками – отцом Иоанном и отцом Стефаном Фокко решили совершить в городе крестный ход с чтением молений о прекращении братоубийственной брани.

На страницах газеты «Всероссийский Церковно-Общественный вестник» был приведён отрывок из материала петроградского корреспондента «Крестный ход приходилось совершать под артиллерийским обстрелом и, вопреки всем ожиданиям, он вышел довольно многолюдным. Рыдания и вопли женщин и детей заглушали слова молитвы о мире. Два священника на пути крестного хода произнесли горячие проповеди. Они призывали народ к спокойствию ввиду грядущих испытаний».

Чтобы предотвратить горячие бои на улицах Царского Села, командование казачьих частей вечером 30 октября стало выводить казаков из города.

Утром 31 октября, не встретив сопротивления, в Царское Село вошли большевистские отряды, начались аресты. Были арестованы священники. Отец Иоанн попытался разъяснить, что они призывали людей к миру и спокойствию. Но в ответ получил несколько ударов по лицу. Толпа безбожников повела отца Иоанна к царскосельскому аэродрому, несколько винтовок было направлено на священника. Грянул выстрел, другой – и пастырь упал ничком на землю. Кровь залила рясу. Но отец Иоанн был ещё жив. Возбуждённая толпа не унималась. Его таскали за волосы, кто-то кричал, чтобы его прикончить как собаку…

А потом, с уже бездыханного тела, сорвали наперсный крест. Не понимали богоотступники, что лишив отца Иоанна земной жизни, они не могли лишить его нетленной славы православного мученичества.

         Вот как описывает эти драматические события в своём дневнике двоюродный брат Николая II князь Владимир Палей: «Мы узнали, что один священник царскосельский расстрелян, а два или три других арестованы. Это за служение молебнов во время боя и за устройство крестного хода по Царскому. Теперь я себе объясню жуткий колокольный звон до боли диссонировавший с ещё более жуткой канонадой. Голоса Добра и зла! Но что может быть хуже расстрела, служба церковная в Царском запрещена. Разве это не знамение времени? Разве не ясно к чему мы идём, и чем это кончится? Падением монархий, ограничением прав христиан, всемирной республикой и – несомненно- всемирной тиранией».

В письме петербургскому протоиерею Ф.Н. Орнатскому один из очевидцев последовавших затем в Царском Селе трагических событий сообщал: «Вечером (31 октября), когда большевики вступили вкупе с красногвардейцами в Царское, начался обход квартир и аресты офицеров, а отца Иоанна (Кочурова) свели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили за то, что священники, организуя крестный ход, молились будто бы о победе казаков. Что, конечно, на самом деле не было и не быть могло. Остальных священников вечером вчера отпустили».

Таким образом, одним мучеником за веру Христову стало больше. Почивший хотя и пробыл в Царском недолго, но снискал себе всеобщие симпатии».

Утром тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Богоотступники, лишив его земной жизни и сорвав с его бездыханного тела наперсный крест, не смогли лишить его нетленной славы православного мученичества.

Событие это глубоко потрясло многих православных людей. А Русская Православная Церковь определила гибель отца Иоанна как мученическую кончину.

Протоиерей Иоанн Кочуров канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году.

В июле 2016 года жители Данковского района торжественно отметили 145-летие со дня его рождения.

Память священномученика Иоанна празднуется 31 октября по Юлианскому календарю.

             Апостолы Христа

Церковные развалины в селе,

Быть может, помнят о его отце.

Своей волной Дон рассказал бы нам,

Каким был сыном в детстве Иоанн.

И снились ли во сне ему тогда

Америки далёкой берега,

Чужие необжитые края,

Построенного храма купола,

Но сколько на чужбине не живи,

Немыслимо забыть родной земли;

Сирень там за оградой разрослась,

Стоит весной цветами облачась.

Вернулся он туда, куда влекло:

В родное только Царское Село,

И смертью, как и жизнью, до конца

Прославил кто кого, а он Христа.

Это стихотворение написала жительница села Бигильдино, поэтесса Галина Владимировна Лобова и посвятила его уроженцу села Бигильдино святому Иоанну Кочурову.

                               Любовь Николаевна Запольская

 

Любовь Николаевна родилась 7 августа 1871 года в семье учителя математики Николая Никитовича Запольского. Мать, Софья Васильевна, назвала дочь Любовью. Делая запись о крещении малышки, священник Богоявленского храма отец Андрей не мог ведать, что со временем она станет доктором философии Гёттингенского университета, магистром чистой математики Московского университета, профессором, одной из первых российских женщин-математиков.

Родословная Любови Запольской связана с Рязанским краем, где родился дед Никита Запольский, окончивший сначала Сапожковское духовное училище, затем – Рязанскую духовную семинарию

Отец, Николай Никитович Запольский родился в Сибири, где его отец сначала занимался миссионерской деятельностью сначала в Якутии, затем в Иркутской области. Он также получил духовное образование – окончил Иркутскую духовную семинарию, затем Петербургскую духовную академию (1863 -1867 гг.).

Николай Николаевич занимался педагогической деятельностью, был в заграничной командировке, где изучал вопросы образования.

Мать, Софья Васильевна, была домохозяйкой. В такой семье родилась и выросла Любовь.

О детских годах будущего учёного мало известно. В конце семидесятых годов Николай Никитович с женой и дочкой перебрались в столицу – Санкт-Петербург. Глава семьи стал преподавателем во второй Петербургской военной гимназии и руководителем педагогических курсов этого заведения. Софья Васильевна была поглощена заботой о муже, который часто болел и в конце 80-х годов умер.

В семье Запольских жила сирота-племянница Софьи Васильевны – Александра Лосева. Её отец был вдовцом и служил в Пермской церковной епархии. Девочка стала, по сути, членом семьи и оказала большое влияние на свою двоюродную сестру Любовь. Впоследствии сама Запольская вспоминала: «…Моя двоюродная сестра Лосева Александра Петровна, имевшая тогда свои собственные личные средства (которых у меня не было) оказывала большую материальную помощь, как мне самой, так и оставленным мною на родине двум инвалидам - моей матери и бабушке». С помощью кузины в 1880 году Любовь Николаевна поступает в семиклассную Петровскую женскую гимназию при институте императрицы Марии. Училась она на «отлично» и в 1887 году окончила гимназию с золотой медалью. Той же награды удостоилась она, завершив обучение на трёхлетних педагогических женских курсах.

Девяностые годы девятнадцатого столетия вошли в историю нашего Отечества не только бурным подъёмом экономики, но и крупными общественно-политическими событиями. Молодое поколение и особенно интеллигенция задумывались над путями развития страны, хотели служить своему народу. В этом процессе активное участие принимали женщины. В это время у всех на устах были их имена – Вера Фигнер, Софья Перовская, Александра Потанина, Софья Бардина, Софья Ковалевская. Задумывалась о выборе своего жизненного пути и девятнадцатилетняя Любовь Запольская.

         В это время в это время набирали популярность женские курсы, основанные в Петербурге известным историком К.Н.Бестужевым. С их открытием женщинам был дан «зелёный свет» в получении высшего образования. Курсы считались одними из лучших по уровню преподавания. Вести лекции на них были приглашены известнейшие профессора страны. Особенно славился физико-математический факультет, где преподавали физическую географию, химию, физику, дифференциальное и интегральное исчисление, общую математику, аналитическую геометрию, алгебраический анализ, механику, астрономию.

Осенью 1890 года Любовь Николаевна становится слушательницей этих курсов. Прилежная и добросовестная слушательница Любовь Запольская с головой уходит в учебу, посещая лекционные курсы многих ведущих профессоров. Впоследствии она с теплотой вспоминала своих преподавателей – академиков Н.Н. Бекетова, О.А. Баклунда, В.Г. Имшенецкого, профессора О.Д. Хвольсона и многих других. Здесь и определились интересы Запольской – высшая алгебра.

Прошли годы напряжённой учёбы, и в 1894 году Любовь Николаевна успешно оканчивает Бестужевские курсы. Она решила углубить свои познания в математике и начать самостоятельные исследования в области высшей алгебры. И она принимает смелое решение – продолжить учёбу за рубежом.

Запольская отправляется в Германию и поступает в знаменитый Геттингенский университет, где обосновались крупные учёные-алгебраисты.   Для того чтобы стать вольнослушательницей знаменитого учебного заведения, Запольской пришлось получить разрешение российского министра образования.

Двоюродная сестра А.П. Лосева дала согласие во время её учёбы оказывать ей материальную помощь. Заветная мечта Любови Николаевны осуществилась в октябре 1895 года.

В качестве слушательницы Геттингенского университета, основанного в 1737 году и упоминаемым А.С. Пушкиным в «Евгении Онегине», Запольская посещает лекции по физике, астрономии, математике. Среди преподавателей университета талантливые педагоги – Б. Риман, Г. Миновский, Ф. Клейн. Особенно заинтересованно она посещает физико-математические семинары. Талантливую девушку из России заметили, и сам профессор Д. Гильберт становится её наставником. Под его руководством она готовит докторскую диссертацию. Защите диссертации предшествовала сдача специальных экзаменов по математике, астрономии и физике. Интересно, что все экзамены проходили в один день: в пятницу 29 июня 1900 года. В протоколе отмечено время поведения каждого экзамена. Экзамен по математике Д. Гильберт начал в 5 часов 36 минут и закончил в 6 часов 33 минуты.

Но неожиданно нагрянула коварная болезнь. Девушка всё выдержала, и после болезни ей удалось завершить работу над диссертацией по проблемам высшей математики.

Свою диссертацию «Теория алгебраических областей рациональности, образующихся при решении уравнений 3-й степени» она ставит на защиту, которая состоялась 27 мая 1902 года. Научный руководитель и оппоненты молодого учёного высоко оценили эту работу. Так Д. Гильберт писал, что «этот труд свидетельствует о чрезвычайном таланте соискателя к абстрактному мышлению и логическим выводам. Научная ценность диссертации выходит далеко за рамки требований, предъявляемых к диссертациям». С мнением будущего члена-корреспондента Российской академии наук СССР Д. Гильберта были согласны и оппоненты Запольской.

Диссертантка дала письменную клятву на латинском и немецком языках такого содержания: «Настоящим клятвенно заверяю, что диссертация «О теории относительных кубических числовых полей» выполнена самостоятельно без недозволенной помощи».

Итогом этой защиты стало то, что «именем германского кайзера Вильгельма Второго знатнейшая, учёнейшая девица Любовь Запольская» (как говорилось в дипломе) получила степень доктора философии и свободных искусств. Во вступлении к этой работе Любовь Николаевна писала: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить глубочайшую благодарность профессорам, особенно Клейну, Фогту и прежде всего моему уважаемому учителю-господину профессору Гильберту за помощь, которую оказывал при учёбе».

В 1902 году Запольская возвращается в Россию. Ровно четверть века назад из того же Геттингена вернулась Софья Ковалевская, но не смогла получить места преподавателя ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Но шёл двадцатый век – время перемен и Любови Николаевне повезло больше.

В 1903 году в Москве были восстановлены некогда популярные Высшие женские курсы. Их руководитель В.И. Гурье пригласил для преподавания теории относительности, интегрального исчисления, высшей алгебры молодую Запольскую. Вскоре Любовь Николаевна завоевала признательность и уважение своих слушательниц.

Одновременно молодая преподавательница продолжала свои исследования в области математики и готовила к защите диссертацию на получение учёной степени магистра математики. 8 марта 1905 года её защита состоялась в стенах Московского университета.

Пресса того времени взахлёб писала, что впервые в этом учебном заведении публично русская женщина защитила диссертацию на получение учёной степени магистра математики. Официальными оппонентами Любови Николаевны от физико-математического факультета университета выступали профессор Л.К. Лахтин и профессор Д.Ф. Егоров. Кроме того выступили и неофициальные оппоненты: профессор Млодзеевский и приват-доцент Власов. Диссертацию признали удовлетворительной, и Запольская была удостоена степени магистра чистой математики. Многие газеты того времени поместили корреспонденции, называя Любовь Николаевну «Софьей Ковалевской».

В Рязани проживали её мать и двоюродная сестра Александра Лосева. Земляки были наслышаны об успехах Запольской, и в 1906 году Любови Николаевне предложили место преподавателя математики в Рязанской Мариинский женской гимназии.     Она с радостью согласилась вернуться в родные места, но иногда выезжала в Москву, чтобы читать лекции на Высших женских курсах. Те рязанки, которым довелось учиться у Запольской, сохранили самые тёплые воспоминания о ней, как о прекрасном педагоге.

С 1906 года Запольская состояла действительным членом Московского математического общества в г. Рязани.

Зная два языка в совершенстве – немецкий и французский – она внимательно следила за всеми новинками, выходящими в области математики. Весной 1910 года она выезжает в Геттинген, где прослушивает цикл лекций. В августе 1910 года Любовь Николаевна увольняется из Мариинской женской гимназии, где зарекомендовала себя как «отличная во всех отношениях преподавательница».

Курс высшей математики на Высших женских курсах она читала до 1919 года. Шла Гражданская война. Москва голодала. И учёная в этом же году покидает столицу и вновь поселяется в полюбившейся ей Рязани. Живёт она скромно вместе с двоюродной сестрой А.П. Лосевой. Семейная жизнь у сестёр не сложилась.

В том же 1919 году Рязанский губернский отдел народного образования направляет Запольскую в только что открывшийся в октябре 1918 года педагогический институт. Здесь она читает курс лекций по теории вероятности, дифференциальной геометрии на физико-математическом факультете. Помимо этого она преподаёт элементы высшей математики на естественно-историческом факультете. В Рязанском пединституте Любовь Николаевна проработала до 1923 года, когда это заведение преобразовали в педагогический техникум.

В 1923 году она покидает Рязань и обосновывается в Саратове. Здесь в местном университете Любовь Николаевна занимает штатную должность профессора математики, которую она занимала до 1925 года. Затем по приглашению ректората Ярославского пединститута переезжает в этот город. Здесь она трудится до 1930 года, заведует кафедрой высшей математики и механики.

В трудах Ярославского пединститута она публикует свою работу «О свойствах некоторых числовых лучей». В 1930 году Любовь Николаевна становится заведующей кафедрой высшей математики Кубанского пединститута. Но проработала здесь лишь несколько месяцев. Из-за пошатнувшегося здоровья пятидесятидевятилетняя профессор Запольская была вынуждена вновь перебраться в Рязань.

Любовь Николаевна Запольская стала персональным пенсионером, но тем не менее не оставляет научные занятия. Она становится членом Рязанского научного общества. Её статьи печатаются в ряде журналов – «Родной язык в школе», «Трудовая школа», «Воспитание». К ней часто обращаются местные преподаватели, студенты, техники, инженеры. Когда в Рязани   началось строительство здания средней школы № 4, выяснилось, что дом Любови Николаевны оказался в зоне подлежащей сносу.

Однако её «выручил» документ – удостоверение № 30036, которое было выдано профессору Запольской в 1919 году и гласило, что она «состоит на действительной технической службе 2-го Московского госуниверситета и пользуется всеми правами, предоставленными декретом СНК от 19 декабря 1918 года».

Тридцатые годы были особенно тяжелы для неё. Она болела, из Рязани никуда не выезжала. Несмотря на собственный преклонный возраст, Л. Н. Запольская опекала свою двоюродную сестру Александру Петровну Лосеву, уже старого человека, и продолжала работать: ежедневное чтение, музицирование, занятия по математике со школьниками –детьми соседей.

Но особенно трудно ей пришлось в годы Великой Отечественной войны. Фашисты, хоть и не дошли до Рязани, часто бомбили областной город. Любови Николаевне довелось испытать трудности – голод, бытовые лишения.

3 ноября 1943 года её не стало. Похоронили профессора Запольскую на Скорбященском кладбище Рязани.

К сожалению, не многие даже из математиков наслышаны об этом крупном учёном - одной из первых женщин-математиков дореволюционной России. Вслед за Софьей Ковалевской, проявив силу воли и незаурядную настойчивость, обладая от природы математическими способностями, она вступила на тернистый путь науки.

О Софье Ковалевской написано немало книг, созданы фильмы, написаны пьесы. А о судьбе Любови Запольской известно лишь узкому кругу специалистов – математиков. Но россияне могут гордиться своей дочерью, внесшей немалый вклад в развитие самой точной из наук.

                     Галина Владимировна Лобова (Чигасова)

На струнах дождика играла осень,

И грустен был её мотив.

В ней слышалась любви ушедшей поступь,

Души тоскующей призыв.

 

Он то по струнам кверху удалялся,

Ища ответа в небесах,

То, обессилев, снова возвращался,

Затихнув и к земле припав.

 

И вечер был, и сумерки спускались,

Уж звуки слышались едва,

Невольно сами по себе слагались

На эту музыку слова.

                   (октябрь 2003 г.)

         Это стихотворение «Осенний мотив» написала Галина Владимировна Лобова, уроженка село Бигильдино.

Биография Галины Владимировны - это биография обычного сельского человека, интеллигента, труженика.

         Родилась она 1 марта 1958 года в селе Стрельцы Лебедянского района Липецкой области. Детство девочки прошло в деревне Бадяевка Данковского района, недалеко от села Бигильдино. Бодяевка располагалась на берегу Дона, напротив села Воейково. Название свое она получила благодаря растущей в реке бодяги. Деревня появилась, когда Никольский барин решил отселить непокорных крестьян на отдельные земли. На краю деревни стояла школа, где дети получали начальное образование. Учителем был Усачев Федор Кириллович. Бодяевка входила в состав колхоза имени Фрунзе. Позднее колхоз назывался «Тихий Дон». Занимались в колхозе растениеводством, выращиванием крупного рогатого скота свиней. Деревня перестала существовать в 70-х годах прошлого века.

         Детство было как у всех в то время. Мама работала учительницей, отец - в совхозе. В семье, да и деревне, читали книги. Книги, сельскую библиотеку, Галина полюбила с детства. Её охватывало особое чувство – в книгах хранится время. «Мне жаль, - с грустью говорит Галина Владимировна,- что сегодня нет уже во многих того трепетного отношения к книге, какое было тогда, в 20 веке». Как и многие девочки, вела дневники, записывала свои сокровенные мысли, иногда небольшие стихи, четверостишия к праздникам.

         Всё детство Галины связано с рекой Дон, потому что деревня Бодяевка стояла на берегу реки Дон. Наверное, поэтому, когда речь заходит о какой-либо реке, она всегда вспоминает Дон. Он всегда представлялся ей необычным существом, переменчивым в разное время суток и неповторимым в любое время года.

         Закончив Бигильдинскую школу, девушка поступила в Московский пушно-меховой техникум, затем на экономический факультет Воронежского сельскохозяйственного института. По распределению работала в Брянском пушном хозяйстве. В связи с ухудшением здоровья мамы возвратилась в Бигильдино, где работала Бигильдинской сельской библиотеке, на почте. Вышла замуж за Анатолия Ивановича Лобова, оказавшегося хорошим супругом и отцом.

         У каждого человека своя судьба, свои испытания. После рождения дочки Насти и сына Василия Галина Владимировна заболела полиартритом. Болезнь изменила привычное течение жизни, многое пришлось переоценить. Появилось свободное время, которое надо было чем-то заполнить, чтобы не лезли в голову плохие мысли Просто надо было жить. Она никогда не думала, что будет писать стихи.

         Но однажды ей приснился сон, в котором она услышала незнакомую песню. Проснувшись, записала её. Попробовала ещё сочинять. Получилось. А главное – душе становилось легче, когда у неё рождались маленькие стихи. Это было для Галины Владимировны спасением, её лекарством.

         О первых шагах в поэзию у Лобовой есть стихотворение «Начало».

Я начала писать стихи почти под старость

Да, может, если б не болезнь, так и не сталось.

Да может, если б не тоска    о чём – то светлом…

Да может, если б не печаль    о том заветном…

Да, видно, жизнь моя дошла до поворота.

За поворотом ждёт обрыв,- сказал мне кто-то.

Но опустили в пропасть ту не для мученья,

То уготована купель для очищения.

И снился сон, как я легко иду вдоль склона,

Была звучащая вдали  песнь незнакома.

Её слова, проснувшись утром,   записала

И сочинять сама стихи потом я стала.

                 ( август 2001 г)

         Сочинительство стало её «маленьким плотом», на котором она уплывает от мучительной боли, от болезни. В стихах бьётся ей сердце, продолжается жизнь.

         Как рождаются её стихи? «По-разному,- говорит Галина Владимировна». Главное для себя, что она ещё в молодости подметила у Роберта Рождественского, - это конец стихотворения. Он как бы ставил точку, подводил к самому главному. Поэтому она начинает писать стихи с конца: есть идея – вывод - будет стихотворение. Стихи рождаются сами, в любой ситуации. Напишет стихотворение и отложит его, забудет на какое-то время. Считает, что оно должно полежать, дозреть.

         Первые слушатели, критики – это её дети: сын и дочь. Галина Владимировна всегда прислушивается к их советам, замечаниям. Как маме ей, конечно, грустно, что дети вырастают, уходят из дома. Наверное, из этого чувства и родилось стихотворение              «Детство».

Из детства наши дети вырастают,

Как из одежды, что ещё вчера

На вырост куплена, но замечают:

Сегодня вдруг становится мала.

Нет на полу разбросанных игрушек,

Их с полки не берут уже давно.

И перед сном любимую послушать

Не просит сказку почитать никто.

Забытое, покинутое детство

Цветком засохшим брошено в тетрадь.

И мы торопимся его наследство

Как можно дальше на чердак убрать.

А детство не предаст и не обманет,

Ждать будет, не взирая ни на что.

И нашим неразлучным другом станет,

Когда мы, вспомнив, позовём его.

               (июль 2004 г).

         Галина Владимировна много читает, размышляет над прочитанным, хочет найти ответы на мучающие её вопросы. Главная книга для неё – Библия. В ней, как в источнике, черпает она и мудрость, и чувства, и вдохновение.

                     Слово

В том нет сомненья никакого,

И можно смело утверждать

То, что в начале было Слово,

Как Истина и Благодать.

Невидимое – зримым стало

Оно с рождением Христа,

Заветом Новым прозвучало,

Любовью, озарив сердца.

Нас не оставило и ныне,

Нам дух Святой ниспослан был,

Он в этом мире не покинет

Того, кто Слово возлюбил.

               (апрель 2007 г)

         Телевизор Галина Владимировна не любит - он не вызывает в ней вдохновенья, светлых чувств. И жаловаться она тоже не любит: «Чего жаловаться? Слушать –то некому. У всех свои боли»,- с улыбкой говорит она.

         Свет в её жизни- её дети, семья. Это очень важно для неё.

         Галина Владимировна не считает себя ни обиженным судьбой человеком, ни героиней. «Живу»,-говорит она. Нет, не наперекор судьбе, но и не плывёт по течению. Придерживается золотой середины. Для человека творческого, считает она, очень важно быть востребованным, важно что тебя читают, что находятся те, кому твои стихи согрели душу хотя бы на мгновенье. И поэтому в стихах Галины Лобовой главное не техника, а чувства. Их хватает на то, чтоб восхититься красотой родной природы, в привычном увидеть чудо, как это в стихотворении «Шёл снег».

Снег не кружился, не летел- он просто падал.

И под ногам не скрипел, а тихо ахал.

И на ладонях не лежал, а просто таял.

Он шёл обрывками письма, что не отправил…

Его мучительно писал – не получилось.

То он взял и разорвал. Какая жалость!

Из тех клочков сложился лист, большой и белый,

Где каждый может написать, пусть неумело

                   (февраль 2005 г)

         С большой любовью и очень проникновенно писала Галина Владимировна о своей бабушке, проводившей на войну мужа и двух сыновей («Сердце матери»), о своём дяде 1925 года рождения, пропавшем без вести на той войне («Двадцать пятый»).

Двух сыновей и мужа проводила,

Ине куда-нибудь, а на войну,

И сердце болью защемило,

Уже тогда предчувствуя беду.

Душа, как птица, в клетке билась,

Да только что она могла?

На образа всю ночь молилась,

Чтоб похоронка не пришла.

Но для войны все сыновья-солдаты,

Нет у неё своих детей,

Чужие не горьки утраты,

Её не понять страданья матерей.

Давно уж заросли дороги

Далёкой долгой той войны.

…Сердца заноют вдруг в тревоге,

Воспоминаньями полны.

         Последние стихи Галины Любовой становятся более зрелыми. Они не только вызывают добрые чувства у читателей, но и заставляют задуматься о жизни, о Родине, о себе, о том, так ли мы живём. («Родина», «Любовь», «Слово», «Ожидание» и др).

         Галина Владимировна не профессиональный поэт, но стихи её добрые, искренние. В 2008 году она выпустила небольшой сборник «За поворотом». В него вошли стихи 2003-2004 годов. Завершают сборник «Выбранные мысли». Это те самые яркие концовки, которые не выросли в стихи: «Зачем глазами видеть то, что сердцу ведомо давно», «Конец чего-то пусть нас не пугает – он иногда начало представляет», «Финансовый вопрос пусть вас не беспокоит, душа дороже денег стоит» и др.

         Каждое стихотворение сопровождает небольшой рисунок. Галина Владимировна считает, что поэзия и живопись взаимодополняют друг друга. С 2007 года сотрудничают поэт Галина Лобова и художник Марина Веревейко. Это близкие по духу, творческие люди.

         Неудивительно, что рядом с творческим человеком подрастают талантливые дети. Дочь Лобовой Анастасия иногда пробует себя в стихосложении. Её стихотворения созвучны со стихами матери. Может быть, на небосводе поэзии когда-нибудь появится новая звезда Анастасия Лобова. Как писала Галина Владимировна, «созданные Творцом, мы обречены на творчество».

         Стихи Галины Владимировны Лобовой отличаются особой чистотой, светлым восприятием мира, непосредственностью, искренней и нежной любовью к родному краю.

         Галина Владимировна Лобова умерла в марте 2020 года.

                  

                    Деревня Бодяевка (Бигильдинская администрация)

                  Если перейти Никольский мост и, пересекая поле, выйти к реке, то Бодяевка располагалась на берегу Дона, напротив села Воейково. Название свое она получила благодаря растущей в реке бодяги. В деревне было тридцать шесть дворов. Она появилась, когда Никольский барин решил отселить непокорных крестьян на отдельные земли. На краю деревни стояла школа, где дети получали начальное образование. Учителем был Усачев Федор Кириллович. Бодяевка входила в состав колхоза имени Фрунзе. Позднее колхоз назывался «Тихий Дон», председателем был Аравин Тихон Александрович. Занимались в колхозе растениеводством, выращиванием крупного рогатого скота свиней. Деревня перестала существовать в 70-х годах прошлого века.

                               Деревня Ошанишо

         На левом берегу Дона расположена деревня Ошанино. Предположительно название свое она получила по фамилии помещика Ошанина. Дворов в деревне было мало, где-то 13-15, поселение около 80 человек. Дети ходили в школу с. Никольское. Взрослое население работало в колхозе «Пятилетка», затем в совхозе «Сторожевский». Народ в деревне был очень работящий, каждый хозяин держал много скота, особенно овец, коров, т.к. места для выпаса было много.

         До революции, как вспоминают старожилы, в деревне был ритуал сева зерновых: свои земельные наделы ошанинцы засевали или рано утром, или поздно вечером, чтобы из посторонних никто не мог это видеть.

         В 2006 году в Бигильдинскую администрацию пришло письмо из Франции от Ошанина В.Д., где он просит рассказать об истории деревни Ошанино, о ее настоящем. В настоящее время в деревне никто не проживает, но сохранились постройки.

                    

                                      Деревня Бугровка

 

         Через Дон, напротив деревни Масловка, существовал мост. Он позволял переправляться на другой берег Дона, где располагалось деревня Бугровка, которая образовалась из непокорных и беглых крестьян, собранных помещиком. Деревня располагалась на бугре, отсюда и название. Она насчитывала домов сорок с населением 350 человек. При   советской власти деревня увеличилась до 62 дворов.

         Почти все семьи носили фамилии: Лукьяновы, Козловы, Новиковы, Гришины, Зямины, Голиковы, Логиновы. Народ был дружный, веселый.

         Существовала начальная школа, где учителем была Шебанова Вера Петровна. Крестьяне, вступив в колхоз «Будь готов», (председатель – Лукьянов Александр Иванович) занимались разведением овец и лошадей, растениеводством. Была своя кузня, где кузнецом был Новиков Иван Егорович. Бригадиром полеводства работал Голиков Иван Сергеевич, он был участником первой мировой войны. Попал в плен к немцам, провел там 10 лет. В 1925 году вернулся в родную деревню. Под его руководством был посажен большой сад из яблонь, груш, слив, смородины. Иван Сергеевич научил бугровцев пчеловодству. В 1941 году его назначили председателем колхоза, и он сделал все, чтобы колхоз не распался. В 1942 году был самый большой намолот ржи в колхозе – 750 тонн. А в 1943 году весь урожай зерновых был отправлен на Курскую дугу.

         Бугровцы славились своим трудолюбием. Здесь жили замечательные мастера своего дела: каменщики, строители, плотники, кузнецы, гармонисты Так Павел Павлович был кузнецом-специалистом первого класса, мог сварить любую деталь, починил первый трактор. К нему приезжали из других деревень, он никому не отказывал. Отличными плотниками были братья Лукьяновы. А в праздники умели веселиться, гуляя всей деревней. Славились своей игрой на гармони Соколовы. Но постепенно уменьшалось население этой деревни. Одни переехали в Бигильдино, другие - в Данков. Последние жители покинули родную деревню в 1967 году.

                                     Деревня Масловка

         На правом берегу Дона по трассе Данков -Долгое расположилась деревня Масловка. По переписи 1859 года деревня казенная и владельческая, имела 28 дворов, 295 жителей. А в 1880 году в деревне   имелся 21 двор с населением 166 человек. В начале 1932 года здесь проживало уже 250 человек. Здесь была своя маслобойня, а на мельницу ездили в село Бигильдино. В каждом доме было подсобное хозяйство: коровы, овцы, птица.

         Жители деревни все делали своими руками: пряли, вязали, шили, ткали, вышивали, плели кошелки, валяли валенки.

         В колхозе работали за трудодни, на которые нечего было получать.

         В настоящее время в деревне 5 дворов, 5 жителей.

                                

                               Поселок Заполянский

              

Поселок Заполянский относится к Бигильдинской сельской администрации. В настоящее время здесь имеется 5 дворов, в которых проживает 5 жителей. Расположен поселок в лесу за поляной, отсюда и название. Поселок образовался в начале 20 века. Так как в селе Бигильдино мест для новостроек практически не было, люди вынуждены были селиться в других местах, недалеко от села. В поселке было два порядка домов: левый - Пролетарский, там селились переселенцы из села Требунки, правый - Бигильдинский, селились жители села Бигильдино.

         В 1932 году в поселке проживало 150 человек. Имелась начальная школа, в частном доме. В 1946 году было 11 учеников, учителем была Полунина Вера Петровна. Ученики старшего возраста ходили в Бигильдинскую школу. В 1967 году школу закрыли.

         Поселок утопал в зелени, сквозь которую пробивался холодноватый свет белокаменной кладки домов и амбаров. Летом поселок благоухал травами, медом и яблоками. Жители поселка жили зажиточно: у всех было много скотины птицы. Большим подспорьем были дары леса.

         В тридцатых годах образовался колхоз «Вольный труд», где председателем был Макаров Тихон Иванович. Колхоз был богатый, имелась своя бортовая машина. В колхозе занимались разведением свиней, овец, коров. Затем колхоз перевели в совхоз имени Куйбышева в Бигильдино, где председателем был Шебанов Петр Васильевич.

         Раз в неделю в поселок приезжала кинопередвижка. Киномехаником работал Полунин В.Ф.

         Правый и левый порядки улиц разделяет Пажетных пруд, который вырыли сами жители поселка. Руководил работой Пажетных. Отсюда и название.

                                         Деревня   Кожухово

         На бугре, между селами Никольское и Долгое размещалась деревня Кожухово. Численность её дворов приближалась к тридцати и, несмотря на то, что находилась недалеко от села Никольское, имела начальную школу. Учителем была Ребрикова Мария Николаевна. Население деревни Кожухово трудилось в колхозе «Красная горка». Руководил колхозом Щекорев Петр Васильевич. В настоящее время в деревне ничего не осталось, одни развалины. И лишь по весне белая кипень вишен напоминает о том, что здесь были усадьбы, жили люди с их радостями и надеждами.

Список литературы:

Огрызков К. Бигильдино / К. Огрызков // Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 121.

Малюков И. Ф. Бигильдино / И. Ф. Малюков, П. И. Усов // Малюков И. Ф. Данков : прогулки с краеведом / И. Ф. Малюков, П. И. Усов. - Липецк, 2015.-С. 67-68.

Прохоров В. А. Бигильдино / В. А. Прохоров // Прохоров В. А. Надпись на карте: географические названия Центрального Черноземья / В. А. Прохоров. - Воронеж, 1977. - С. 64.

Бигильдино. Храм Богоявления Господня // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии : Данковский район / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. - Липецк, 2011.- С. 183-188.

Иван Александрович Кочуров // Визитная карточка : Данков. - Липецк, 2007.- С. 42-43.

Портнихина Т. Он принял смерть ради торжества веры / Т. Портнихина // Заветы Ильича. - 2016. - 6 февр.:фото. - (Данков православный : праведники земли Данковской).

Усов П. Профессор математики из Бигильдино / П. Усов // Заветы Ильича. - 2016. - 6 окт.:фото. - (Истоки : историко-краеведческая страница).

Лобова Г. В. Поздняя осень; Туман; Осенний сюжет; Моя деревня; Ветка; Березы; Вечер; Простые истины; С красной строки; Осенняя пора; Летний вечер; Двадцать пятый; Осенний день; Пришла весна; Грусть; Начало : [стихотворения] / Г. Лобова // В радостях и печалях… : сб. липец. поэтов – членов Всерос. о-ва инвалидов. Вып. 1.- Липецк, 2005. – С. 25-33.