Село Перехваль
Село Перехваль

     

Поля села Перехваль расположены на том месте, где раньше находился город Романцев. На западной стороне находились ворота, на южной - овраг. На плато помещалась крепость, окруженная рвами.
В Романцевский уезд входила левобережная часть той территории, которую впоследствии занимали Данковский и Лебедянский уезды.

Данковский уезд был совсем маленьким. В 1628 г. он имел всего три села (Спешнево, Перехваль, Баловнево) и один починок. Современный Данков расположен в пределах Среднерусской возвышенности, на берегу реки Дон, при впадении в него реки Вязовня, в 86 км к северо-западу от Липецка.

В последней четверти XVI века в Перехвали появились дети боярские Ряховские – мелкие феодалы, состоящие на воинской службе у царя. За своё усердие и смелость эти земли они получили в дар. В документах 1628 года упоминается, что Перехваль, принадлежавшая тогда Лебедянскому уезду, – это большой населённый пункт с сорока двумя дворами и церковью.

Есть две версии, почему село назвали Перехваль, Жители древнерусского городка Романцева в поисках новых земель покинули крепость, переехали через вал – «переехав вал». К такому выводу пришёл краевед Михаил Полукаров, делая лингвистический анализ слова «перехваль». Вторая версия более красивая и похожа она на правду. Во времена Петра Великого в густом Романцевском лесу росли огромные величавые дубы – идеальный стройматериал для кораблей. Пётр побывал в этих местах, посмотрел. Потом приехал со своей дружиной. Напилили они дубовых брёвен, связали плоты, спустили в устье речки Перехвалки, чтобы потом сплавить по Дону. А ночью поднялся сильный ураган, да и раскидал все плоты. Встал Петр I ранним утром, посмотрел на всё это безобразие и говорит: «Ну что, перехвалили мы это место?».

Эту версию происхождения названия села подкрепляет тот факт, что ещё в 1659 году при отце Петра I в селе Романово (Лебедянский район) была крупнейшая корабельная верфь.

При Петре Великом дети боярские были переведены в разряд государственных крестьян. Так что крепостными перехвальцы никогда не были. На хлеб насущный зарабатывали отходничеством. Село скоро стало знаменитым – перехвальские пильщики ходили по всей Руси. Только им поддавались огромные дубовые и сосновые брёвна, которые они распиливали на доски.

Население Перехвали быстро увеличивалось, так как тучные черноземы влекут к себе людей.

         Жили перехвальцы, испытывая унижения, в полной бедности. Но были среди них и зажиточные. По сути дела они и верховодили всей жизнью Перехвали. В их лице сельский староста всегда имел крепкую поддержку, с другой стороны, он был в их руках игрушкой, и подчас они просто командовали им.

До Перехвали советская власть добралась к марту 1918 года. Был избран председатель сельсовета. К сельсовету относились: село Перехваль, Перехвальские Выселки, Зашевские Выселки, деревня Кутуково, деревня Павловка, деревня Сутупово и деревня Задоновка. Было организовано пять колхозов: «Дружба», «День урожая», «Искра», «Вольный пахарь», «Красный путиловец». В 50-е годы перехвальские колхозы объединяются в один колхоз «Дружба». В 1972 году он преобразуется в совхоз «Буревестник», а в 1991 году в ТОО «Дружба».

         В колхозе председателями были Ряховский М.Е., Масютин Б.Я., Чернышов. В совхозе «Буревестник» директорами работали Фролов А.И., Искусных В.Н., Носов А.И., Голобоких М.К., Титов А.И., Джамалдинов Э.М. Все совхозы распались, уничтожили скот. Землю разделили, а паи, организовались фермерские хозяйства. Основное фермерское хозяйство в Перехвали у Аносова А.А. Земли Перехвальских Выселок, Павловки, Кутуково, Сутупово и Задоновки находятся в двух фермерских хозяйствах у Кораблина А. и Гудкова Ю.

В советские времена в Перехвали было девять молочных комплексов, которые славились высокими надоями, а агрономы собирали большие урожаи картофеля, пшеницы и прочих культур. Одних только доярок в селе было больше пятидесяти. А ещё – скотники, пастухи, трактористы, комбайнёры. В селе жили семьсот человек. Сегодня – почти в два раза меньше. Были в Перехвали и своё лесничество, питомники, совхозные сады и пасека. И народ в селе держался, потому что работа была.

Интересные названия имеют существующие улицы села Перехваль. Само понятие «улица» в прямом значении раньше не употреблялось. Ряд домов по одной стороне дороги или лога назывался порядком. Все село было разбито на группы дворов – поселки, имеющие свои названия. Чаще всего они назывались по подворьям: «Комаревщина» - Комаревы, «Бычковщина»-Бычкова, «Козловщина»- Козловы, «Клюевщина» - Клюевы, Чеклуновщина - Чеклуновы. Однако не исключено и то, что подворья образовывались от названия поселков. Название «Казевщины» остается непонятным , поскольку соответствующего подворья нет.

         Некоторые поселки получили название по своему расположению. «Заглинки»- за речкой Глинка, «Низовщина» - низине, «Потеряевка» - в стороне от села, как бы потерялась.

         Интересно название «Заульщины». Первое, что приходит на ум – дома за какой -то улицей. Но за какой? Это же центр села, да тем более, понятие «улица», в прямом смысле слова, не использовали, зато в переносном, оно означало народное гуляние. А, как известно, испокон веков «улица» по праздникам собиралась именно на   «Заульщине», т.е. в центре села.

         Не менее загадочно название «Пажица» - группа домов, расположенных вокруг большой поляны, как бы образуют стадион. Каково его предназначение люди не помнят. Возможно, в этом и кроется смысл названия.

         Особенностью перехвальской топонимики является то, что почти все поселки (улицы на современный лад)   имеют   названия   с     окончанием

«-щина», а дальнюю часть улицы называют «концом», если порядки в конце концов расходятся, как например в «Низовщине», то каждый из них будет иметь отдельное название: «Колыхин конец», «Семкин конец».

         В центре Перехвали, рядом с церковью, есть место «Манеж», совсем недавно это был небольшой прудок. Предание гласит, что в старину использовался по назначении, в нем обучались верховой езде наши предки, охраняющие южные рубежи Руси. По одной из легенд в прудке, образовавшемуся на его месте, поила своих коней Екатерина II, проезжая на юг.

         Недалеко от церкви располагается «Кабацкая гора», раньше она была выложена булыжником, название она получила по кабаку, находившемуся на ней.

         Урочища в пределах села обычно получали названия по улицам: «Потеряевская гора», «Козловский лог», «Бычковский, Казевский, Заглинский пруды. Путаница получилась с самым большим прудом в центре села, как его только не называли, и старым, и Комаревским (по улице), и Магазинным (по ближайшему магазину), однако первоначальное название у него Казенный.

         Многие урочища называли по подворьям близ живущих семей: Зайцева гора, Колыхина поляна, Барынев лог, Сенькина роща, Абалинов пруд, Гордюшихин бугор.

         Пруд Писарев получил свое название по логу, как то связанному с писарем. А пруд Вершок – по вершинам – верховьям села. Небольшие прудки обычно называли Лягушатниками.

         Есть рядом с Перехвалью «Завод», конечно, не такой, что в городах, а обычное красивое местечко со множеством ямок и рощ. В 19 веке здесь был кирпичный завод, разгромленный с приходом советской власти. От предприятия и следа не осталось, а место до сих пор заводом называется.

         В древности село окружали могучие леса. Самый большой Романцевский был 20 верст в длину и 15 поперек, вырублен он был при Петре 1 для строительства флота. Сейчас уцелели его остатки: Романцевскя дача, Зяблый лес (название непонятно), Спешневский лес (название по с. Спешнево), Озерки (название по большому количеству ямок (местные жители их называют озерками). Другим большим лесом был Журовой.

Очень много в окрестностях урочищ с непонятными названиями: «Латыпино» «Плотское», «Усох», «Мочалино».

        Оказавшийся в Перехвали первый раз какой-нибудь горожанин не сразу поймет, о чем ведут речь разговаривающие бабушки. Государственные крестьяне, коими являлись перехвальцы, мало общались с крепостными, поэтому их костюмы, обычаи и говор сильно отличаются от распространенных в окружающих деревнях. Ценную информацию о населении могут донести фамилии и клички. Богата перехвальская речь диалектами. Многие из них встречаются только в Перехвали. Происхождение слов непонятно, возможно они связаны с особенностью тех мест, выходцами которых перехвальцы являются. Много слов, которые изменены за счет прибавления или пропускания букв. Много интересных слов в названии одежды. Своеобразны и местные названия растений. С насекомыми тоже путаница. Так, например, муравьев зовут комарами, а комаров – крючками. Ляда – так перехвальцы называют лужу. Лоск – длинный лог с плоским дном.

Бучало – прудок на дне лога.

Падина – сеновал

Субой – сугроб

Барак – лощина, заросшая деревьями

Сапуха – сажа

Приступки – ступеньки

Слова за счет пропускания букв:

Город – огород

Кстить – крестить

За счет прибавления букв:

Авчера – вчера

Унук – внук

         Хорошую погоду перехвальцы называют – ведро, а если собирался дождик говорили – замолаживает, ушаты с водой носили на хлуде, молоко хранили в махотках.

         С названием растений тоже трудно разобраться. Крапиву называют –кастрыка, тимьян ползучий – чубор, шиповник – серберин, вишня – ившня, серпигус – сурепка. Смешные названия носят и грибы: пичурницы, дорогие, мальчики. Бегают в селе не на перегонки, а на врыски, сено раструшают, не готовят, а приспеваются, если разорвется что-то – закуляют, а коль устанут, то скажут – уходилася. Бывает и так, что одно действие по-разному называют, в зависимости от обстоятельств. Например, если упал споткнувшись, значит – распоясался, а если поскользнувшись упал – ляснулся. «Брехать» - в селе могут собаки, когда лают, или женщины, когда ругаются. А если наврал, значит тоже «набрехал». Так что лучше не брехать, а водица (т.е. дружить). Интересно в Перехвали обозначение времени: давеча – не очень давно, анадысь – давно, нынче – сегодня, авчерася – вчера, нарание – завтра, лется – в прошлом году. Так что, как видно, богата перехвальская речь на диалекты. «Дюжа много, всяго не упомнишь», «ништо все упомнишь», «дай-ка ще и позабыл»,   «сам послухай, о чем товарки гутарят», «что спротя избы якшаться». «Тока накой ляд мне бозно чяго? – спросите вы, насилу прочтя сию несуразицу. «Да только будя торопица, ще нынча ни ялыд не нужно, небось наранее годица».

         Конечно, в перехвальском говоре уже многое безвозвратно утеряно, но и оставшиеся слова часть бесценного наследия.

         Женский костюм состоял из манишки (рубашка), телогрея ( сарафан), поддевки или епанчи (распашная нагрудная одежда). Головным убором, кроме кокошника был еще и шлык (чепец с кружевами

         В старину из лоскутков, оставшихся после изготовления одежды и предметов быта, делали куклы. Их ещё называли лохонными, тряпичными, лоскутными. Собирались они из кусочков ткани, которую не резали, а рвали. Старожилы верили, что когда ткань рвётся, то раздаётся треск – символ оберега от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, хранящие в себе одновременно материальную и духовную ценность, разделяют на три вида: обрядовые, обереговые и игровые. Все куклы вхаимосвязаны и несут в себе некую магическую силу. Возродить старинный промысел, интерес жителей к народной культуре, воспитать у современной молодёжи представление о ценности традиционной культуры стоит задачей у директора сельского дома культуры Татьяны Борисовны Биленко.

                         Христорождественская церковь

       Церковь Перехвальская впервые упоминается в лебедянских книгах за 1627 – 1628 год. Через сто пятьдесят лет в Перехвали построили новую церковь, деревянную, с приделами во имя Тихона и пророка Илии. Название сохранили – Христорождественская. В 1801 году церковь ремонтировали. А с 1885 она стала постепенно «превращаться» в каменную. К началу XX века это уже был величественный храм кирпичной кладки с колокольней. Кстати, строили его из местного кирпича. Тогда в Перехвали был свой завод, выпускавший 60 тысяч кирпичей в год.

Октябрьскую революцию Христо-Рождественский храм пережил. Досталось ему и в 1937-м. Церковь закрыли, уничтожили древние иконы, сняли колокола. Последний священник Антон Фадеевич Паршин, родом из соседнего села Ракитино Лебедянского района, по решению суда от 11 сентября 1937 года был расстрелян. Во время забвения в храме располагалась школа. Потом она обрела своё здание. А восстанавливать храм начали лишь в 1998 году. Как только церковь освятил иерей Андрей Гусев из данковского Тихвинского собора, в ней возобновились службы. К 2003 году церковь почти полностью отреставрировали. Сейчас в храме божественную службу несёт отец Александр. 29 августа 2005 года владыка Никон освятил главный престол церкви во имя Рождества Христова. Сегодня Христорождественская церковь – одна из лучших в Липецкой епархии.

Источник и часовня святого Илии Пророка

Святой источник Илии Пророка, находящийся на правом берегу речки Перехвалки в 300 метрах от впадения её в Дон, известен с XVI века. В то время на территории современного села Перехваль находился древнерезнечный город Романцев, который был первым военным городом бояр Романовых на Дону. Город упоминается в исторических документах под 1483 годом. Местный лес до сих пор сохранил своё исконное название – Романцевский, так окрестили его более пяти веков назад.

Во времена правления Бориса Годунова, был отдан приказ порушить города и села в Подонье, которые принадлежали Романовым. Есть сведения, что в это время и был разрушен город. А Романовы прощались с своим городом у Святого источника, получившего название «Прощеный колодезь». Среди простившихся с родными местами был и будущий патриарх Филарет.

Как святой, источник упоминается в летописях 1571 года. – Есть легенда, что он появился от удара молнии в землю. Рядом с колодцем в XVI веке располагалась седьмая сторожа (небольшая крепость) детей боярских. У колодца люди прощались с любимыми и родственниками, приходили к нему помолиться, когда судьба уводила их из родных мест. Все Прощёные колодцы – святые.

Святой источник служил местным людям всегда. Из него брали воду для Святого Крещения и других богоугодных дел. Он служил основным питьевым источником для села. Если многие колодцы в селе пересыхали, то и такого не было со Святым источником. Начиная с XVI века люди ощущали целебную силу источника.

В годы богоборчества Святой источник загрязнили, засыпали ветвями. Он затаился, но не исчез. В конце 1980-х годов колодец начали восстанавливать, но дело застопорилось. Только с приездом в Перехваль священника отца Александра (Масютина), в 2009 году разработан проект восстановления Святого источника и строительства часовни. Спонсором выступила ректор Московского института экономики и антикризисного управления Ряховская Антонина Николаевна.

Сейчас Святой источник пророка Илии принимает сотни страждущих паломников. Многие исцеляются после омовения в Святой купели источника. Известны многие случаи исцеления. У семейной пары после долгих лет ожидания детей, по омовению в Святом источнике появились дети. Старый человек из села Романова совсем не мог ходить, после нескольких омовений произошло чудо, он смог ходить. У жительницы села Перехваль болели ноги, не могла ходить и работать, она просто по колено зашла в источник и произошло чудо, ноги не стали болеть. Святой источник смог победить бесплодие у многих женщин. Был случай, когда ребенок не слушался родителей, плохо учился после омовения в источнике, его как бы подменили - стал послушным малышом, хорошо учится. Святой источник помогает всем преходящим людям с чистой верой, душой и сердцем, исцеляет болезни и недуги.

Писатель Василий Дмитриевич Ряховский

Василий Дмитриевич Ряховский родился 21 октября 1897 г. в с .Перехваль Данковского уезда в семье писаря. На 11-м году окончил церковно-приходскую школу и самовольно ушел за 25 верст в село Сурки, в двухклассное училище. После его окончания поступил во 2-й класс высшего начального училища г. Данкова, которое окончил в 1913 г. В 1917 г. окончил Рязанскую учительскую семинарию. Затем в течение четырех лет работал в Данковском уезде учителем и внешкольным инструктором.

Писать Ряховский начал еще в семинарии. Под впечатлением прочитанного романа М.Горького "Мать" появилось у него неодолимое желание писать. После пяти лет учительства, в 1921 г. уехал в Москву и перешел на журналистскую работу. Работает репортером газеты "Труд". В 1923 г. вышел из печати первый его рассказ "По растополью". Через год вышла книга рассказов «Зарево».

В своих произведениях В.Д. Ряховский воспевает   величие русского человека, его высокие духовные и нравственные качества.

Литература эта дает богатейший материал для познания нашего края. Беззаветно любя его и своих земляков, он описывает в ней родные места: Данков, Елец, Задонск, Доброе.

И о чем бы ни писал Ряховский, о борьбе ли русского народа против орд Батыя, восстании ли крепостных князя Голицына, коллективизации, в большинстве его произведений прообразами героев являются - односельчане, жители Данкова, Лебедяни.

Писатель для друзей-односельчан читал и черновики будущих книг,   спрашивал: «Как вы думаете, вот тут я верно сказал?».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

«Не писали мы, как судить?» - отвечали люди. А он все равно просил». Вы меня судите, как читатели». И чутко прислушивался к их мнениям. Не раз робкие советы односельчан, помогали ему найти верное слово, раскрыть образ.

О времени, проведенном в Данкове и Перехвали Ряховский говорил потом: «Там я изучал жизнь народа, как нигде и никогда».

В творческой биографии писателя огромную роль сыграл А.М.Горький, к которому начинающий литератор не раз обращался за советом и поддержкой. В 1925 г. Горький писал ему: "Перо у Вас мягкое, сердце, должно быть, тоже хорошее, доброе. Очень приятно, что Вы, видимо, не любите останавливаться на темных сторонах жизни... На язык обратите внимание - это Ваше оружие".

По совету Горького Ряховский переезжает из Москвы в Рязань, где более шести лет работает в губернской газете "Рабочий клич". В 1927 г. выходит из печати книга с повестями «Бешеная кровь», «Дурная трава», рассказывающими о деревенской жизни в предреволюционный период и в первые годы становления советской власти.

Это был плодотворный период в его жизни. В Рязани были созданы крупные произведения из жизни деревни: романы "Дворики", "С гор потоки",

«Глухари», «Четыре стены», рассказы "Сердолик-камень" и "Чужой век".

Роман "Дворики" посвящен жизни русской деревни в годы столыпинской реакции и в бурные революционные годы. "С гор потоки" - о строительстве колхозов в средней полосе России. В основном он писал о родной Рязанщине.

В 1933 г. Ряховский возвращается из Рязани в Москву. Узнав об инициативе А.М.Горького начать издавать серию книг по истории фабрик и заводов, Ряховский решил написать историю своего родного села Перехваль, взяв за основу свой род, насчитывающий почти четыре столетия. Началась работа в архивах, поиски древних записей, писцовых книг. Но план его работы был еще весьма расплывчатым. И тогда писатель обращается к Горькому, просит совета.

Горький горячо одобрил намерение Ряховского, и писатель на два года (1935-1937) уезжает в родные места. В.Д.Ряховский поселяется в Данкове в деревянном доме по улице Пушкина.

Здесь он собирает материал (оказавшийся шире замысла) и пишет новые книги: романы "Восстание" и "Молодой сад". В первом из них изображено Голицынское восстание крепостных крестьян в Стрешневской вотчине, которое вспыхивало дважды в 1847г. и 1850 г. Во втором романе показано начало создания сада и совхоза "Агроном", как герой романа П.П. Соседов поднял в Калиновке молодой сад.

В годы Великой Отечественной войны Ряховский был военным корреспондентом газет Черноморского флота. Он участник обороны Севастополя, награжден орденом Отечественной войны II степени и многими медалями.

После демобилизации В.Д.Ряховский выпустил книгу рассказов "Возвращение" и историческую повесть "Евпатий Коловрат" о борьбе народа с татарскими захватчиками. Летом 1950 г. Ряховский был последний раз в родных местах. Писатель собирал материал о сельской интеллигенции для нового романа "Второе поколение", который ему не удалось закончить из-за смерти, последовавшей 16 сентября 1951 года.

В 1971 г. в Данкове на доме, в котором жил В.Д.Ряховский в 1935-1937гг., была установлена мемориальная доска. В 1997 г., к 100-летию со дня рождения В.Д.Ряховского, на здании Перехвальской сельской школы была открыта мемориальная доска. 4 февраля 1999 г. в с.Перехваль состоялось открытие музея писателя В.Д.Ряховского и художника и писателя

Ю.В.Ряховского (сына писателя). На месте, где стоял дом, в котором родился и жил В. Д.Ряховский, установлен памятный знак.

                          Памятник погибшим односельчанам

            В селе Перехваль на возвышенном месте между церковью и местным Домом культуры в 2004 году был установлен новый памятник воинам – односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Ранее в селе был объявлен конкурс на лучший эскиз памятника. Памятник был выложен из кирпича сельскими жителями Ряховским Василием Дмитриевичем и Титеевым Александром Павловичем. Он представляет собой 4-гранную пирамиду, которую венчает звезда.         Чуть выше бетонного основания – годы 1941-1945 с изображением рядом 2-х красных гвоздик. По обе стороны от пирамиды – 2 плиты, на которых высечены имена перехвальцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Всего их 152 человека. Гравировку досок с именами погибших провели в 1977 году в Липецке.

         В 2008 году в связи с тем, что стройматериалы пришли в негодность, памятник изготовили заново и поставили на том же месте.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                   Деревня Кутуково  

Деревня Кутуково Перехвальской сельской администрации Данковского район а упоминается в документах 1771 года. В списке населенных мест 1859 – деревня владельческая, 9 дворов 115 жителей. По данным начала 1932 года в ней проживало 355 человек. На 1января 1997 года здесь было 7 дворов и 9 жителей. По В. Прохорову название деревни – по фамилии Кутуков. Более убедительна в этом вопросе точка зрения краеведа М. Полукарова, уроженца деревни Кутуково. Здешняя местность очень изрезана, пахотные угодья - небольших размеров. Не поле, а одни углы. (Поэтому и деревню раньше называли Углами). Жители её были крепостными и отрабатывать барщину они ездили в соседнее село Баловнево. И местные жители называли их кутуками, то есть, живущими в углах. ( По В.Далю слово «угол» в южных говорах имело название «кут»). А раз жители кутуки, то и деревня стала Кутуково. Она именовалась еще и Янышевкой – по ручью, на котором она расположена.

                                     Деревня Павловка

 

         Деревня Павловка относится к Перехвальскому сельсовету, Данковского района. В списке населенных мест 1859 года – деревня владельческая, 7 дворов, 88 жителей. В начале 1932 года в ней проживало 319 человек. Павловка относилась к колхозу «Красный путиловец». В 1972 году Павловка стала относиться к совхозу «Буревестник», который в 1991 году переименовался в ТОО «Дружба». На 01.01.2001 года здесь имелось 4 двора, 7 жителей.

                             Зашевские Выселки

 

         Деревня Зашевские Выселки относится к Перехвальской администрации Данковского района. Из названия видно, что деревня основана выходцами из села Зашево. В 1932 году здесь проживало 150 человек. Зашевские выселки входили в колхоз «Буревестник». В 1959 году проходит объединение колхоза «Буревестник» с колхозом «Дружба». В 1972 году проходит преобразование колхозов в совхозы и организуется совхоз «Буревестник». Зашевские Выселки входят в него. В 1991 году совхоз «Буревестник» переименовывается в ТОО «Дружба».

                                          Перехвальские Выселки

                                           (Буревестник)

         Деревня Буревестник относится к Перехвальскому сельсовету Данковского района. Она основана в 1920 году выходцами из соседнего села Перехваль. Отсюда и название. В начале 1932 года здесь проживало 303 человека. На 01.01. 2001 года в деревне насчитывалось 43 двора и 87 жителей.

             

Литература:

Огрызков К. Перехваль / К. Огрызков // Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3. - С. 36

Малюков И. Перехваль / И. Малюков // Малюков И. Страницы истории Данковского края / И. Малюков. - Воронеж, 2011. - С. 17.

Малюков И. Ф. Перехваль / И. Ф. Малюков, П. И. Усов // Малюков И. Ф. Данков. Прогулки с краеведом / И. Ф. Малюков, П. И. Усов. - Липецк, 2015. - С.57-61.

Перехваль. Храм Рождества Христова // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии : Данковский район / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. - Липецк, 2011. - С. 301-308.

Голова-Шабанова Е. Ряховский Василий Дмитриевич / Е. Голова-Шабанова // Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3. - С. 191-193.

Володькин А. Ряховский Василий Кузьмич / А. Володькин // Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3. - С. 191-193.

Володькин А. Соседов Иван Федорович / А. Володькин // Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3. - С. 273 .

Усович Р. Субочев Василий Васильевич / Р. Усович // Усович Р. Данковские светочи / Р. Усович. - Липецк, 2012. - С. 258-260.

Малюков И. Литературный музей в Перехвали / И. Малюков // Малюков И. Страницы истории Данковского края / И. Малюков. - Воронеж, 2011. - С. 17.