Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Село Воскресенское (Воскресенский сельсовет)
Село Воскресенское (Воскресенский сельсовет)

До революции село Воскресенское входило в состав Ефремовского уезда Тульской   губернии и являлось его юго-восточной окраиной. Уезд делился на три благочинных округа. Центром первого - было село Воскресенское.

                Приход села Воскресенского находился на расстоянии от Тулы 130 верст и уездного Ефремова 40 верст. Расположенный большей частью по реке Птани, означенный приход состоит из села Воскресенского и семи деревень: Красной, Каменки, Петропавловского – Нижнего Криволучья, Шатилова - Верхнего Криволучья, Подзаяцкой, Подзаяцких выселок и Дмитриевки. Народонаселение прихода простирается до 1180 душ крестьян мужского и 1216 женского пола. Главное занятие жителей земледелие и огородничество; малоземельные крестьяне занимались также плотничеством, столярным мастерством, а также мелкой торговлей.

         Из владельческих земельных записей видно, что Воскресенский приход образовался первоначально из поселенцев разных мест, призванных на юг Тульской губернии для защиты и охраны его от хищнических набегов татар (крымских). Все эти поселенцы, получив в дар от государства большие земли и лесные угодья, образовали у себя целую поселенческую колонию, под названием деревни «Казачьи», как называлось прежде нынешнее село Воскресенское, приписанное на первых порах к селу Долгому. Казачье поселение в 1790 г устроило у себя самостоятельную церковь во имя Воскресения Христова и с того времени, по имени церкви стало именоваться селом Воскресенским. Существующий ныне с 1790 года каменный храм построен на средства прихожан и помещика сельца Петропавловского Афанасия Николаевича Доломанова.

           (Сведения о селе извлечены из книги «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула, 1895 г., 343 с.)

         Крестьяне села Воскресенское были участниками революции 1905-1907 г.г. Гребецкий Григорий Яковлевич – участник событий на броненосце «Потемкин». Был арестован царским правительством, но ему удалось бежать. Позже Гребецкий Г.Я. был избран председателем волостного исполнительного комитета.

                      ( со слов старожилов)                                          

         В 1918 году был создан комитет бедноты. Членами комитета бедноты были: Стрельников Тихон Сергеевич, Стрельников Алексей Сергеевич, Попова Анастасия Андреевна, Авдеева Устинья Викторовна, Авдеева Мария Артамоновна и другие. Председателем комитета бедноты был Стрельников Тихон Сергеевич. Комбед сыграл большую роль в укреплении советской власти на селе.

         В 1918-1919 г.г. в селе была организована кооперация. Первыми продавцами были: Егоров Сергей Иванович, Ферапонтов Михаил Ефимович, Потапов Иван Сафронович.

         Жители села Воскресенское принимали участие в Гражданской войне:

        Феропонтов М.Е., 1895 года рождения (участник Великой Отечественной войны)   находился с 1915 по 1918 годы в пехотной дивизии.

Стрельников Владимир Никитович, 1899 года рождения, с 1919 по 1923 годы, рядовой, служил в стрелковом полку.

        Ростов Сергей Данилович, 1899 года рождения, стрелок, служил с 1919 по 1923 годы.

Пронин Егор Яковлевич,1898 г.р. находился в Красной армии с 1920 по 1921 годы.

Иншаков Андрей Иванович, 1892 г.р., стрелок, служил в 1918-1921 г.г.

         В 1930 году в селе образовался колхоз «Пятилетка». Первым председателем был Стрельников Тихон Сергеевич. Организовал колхоз рабочий Путиловского завода двадцатипятитысячник Разгоняев Петр Михайлович.

         В 1935 году в селе Воскресенское был организован центр района «Воскресенский», который просуществовал до 1962 года.

         В 1934 году была создана МТС. Первыми механизаторами села были: Потапов Михаил Степанович, Стрельников   Василий Иванович, Потапов Иван Ефимович.

         Первым коммунистом села был Стрельников Тихон Сергеевич (со слов старожилов). Партийная организация была при Хорошеводском спиртзаводе. В 1930 году в селе Воскресенском организовалась своя первичная партийная организация. Первым секретарем был Кораблин Яков Иванович. Партийная организация в эти годы проводила большую работу на селе, занималась массово-политической и хозяйственной работой.

         В годы Великой Отечественной войны около 200 человек ушли на фронт защищать свое Отечество. Многие из них отличились в боях и были награждены орденами и медалями. Только из одного села Воскресенского погибли около 60 человек.

         В годы войны село Воскресенское - это место, где концентрировались войска юго-западного фронта во главе с генералом Крейзером. Штаб фронта находился в селе Долгое у Авдеевой Марии Васильевны. В годы войны жители села оказывали повседневную помощь фронту своим трудом. Женщины, подростки выполняли тяжелые работы, т. е заменяли ушедших на фронт мужчин.

         Послевоенные годы неузнаваемо изменили облик села. До 1917 года на территории Воскресенского был один частный магазин и церковноприходская школа.

До 1945 года в селе не было ни одного человека с высшим образованием. Первый житель села Долгое, получивший высшее образование, - Попова Анна Тихоновна, учительница русского языка.

До перестроечных времен здесь были средняя школа, вечерняя школа, вспомогательная школа-интернат. В 1967 году построен хороший универмаг. В селе существовала больница на 50 коек. Имелся комбинат бытового обслуживания, детский сад и ясли, молокозавод, пищекомбинат, Дом культуры, зональная и детская библиотека.

         В центре села имелся парк, заложенный в 1956-1957 годах. В парке находится братская могила, где установлен памятник погибшим воинам-односельчанам в 1941-1945 г.г.

  

                                         Село Долгое

                             Воскресенского сельсовета

                Село Долгое было казачьей слободой. Исследователи относят его возникновение к шестнадцатому веку. Но поселившиеся там позже люди находили следы более ранних жилых и сельскохозяйственных построек. Можно предположить, что они относятся к домонгольскому периоду.

         В истории села Долгое можно выделить два периода. Первый – до монгольского нашествия, второй – с 1228 года и до наших дней. В первом периоде местность вокруг села осваивалась человеком с незапамятных времен. Его привлекали не только дремучие леса и богатый животный мир, но и полноводные реки и озера. По свидетельству ученых, первобытные стоянки располагались не только по берегам Дона, но чаще вдоль его притоков, вроде реки Птань, у многочисленных закрытых водоемов…

         В середине первого тысячелетия нашей эры здесь прочно обосновались славянские племена вятичей. В борьбе за существование они отражали натиск кочевников, теснили хазар, половцев, болгар, печенегов, мордву и других народов.

         Заросшие и распаханные курганы, каменные бабы, коих немало находили здесь в прошлом веке, каменные орудия труда и керамика являются свидетелями деятельности человека. В овраге села Долгое до недавних пор мощные дожди и полые воды обнажали черепа и останки людей, предметы, с помощью которых   они обеспечивали свое существование.

В 1963 году члены краеведческой группы Воскресенской средней школы весной пытались извлечь из грунта хорошо сохранившиеся кости и бивни мамонта. Возникший ночью оползень прервал раскопки краеведов.

В момент появления первых поселений в округе Долгого действовали многочисленные разбойничьи шайки. История сохранила имена Тяки и Кунамы, разбойничьей атаманши Анны, бандита Пирогова и других. Особенно бесчинствовала шайка казака Пирогова. Она приносила немало горя и слез и бедным, и богатым. Банду Пирогова разгромили. На том месте сейчас находится село Долгое.

По преданию с Пироговым соперничала не менее крупная шайка атамана Григория, по прозвищу Кот.

Рассказывают, однажды, когда Пирогов узнал, что Кот захватил прекрасную девушку из числа «царских невест», направляющуюся на смотрины к царю, а заодно и другую богатую добычу, то целью отобрать награбленное, а особенно красавицу Лукерью, погнался за счастливцем. В кровавой схватке Григорий был ранен, но атака Пирогова была отбита.

Позднее на ликвидацию разбойничьей банды Пирогова прибыл отряд правительственных войск из Тамбова, но Пирогов сам напал на них из засады и обратил в бегство. На помощь карателям примчалась группа Кота. Пироговцы были окружены и разгромлены. Атамана увезли в Тамбов.

А Григорий (Кот) и его товарищи покаялись и получили прощение от самого царя Михаила Романова. Более того им было разрешено поселиться на том месте, где разгромили банду Пирогова, - там, где сейчас находится село Долгое, а прежде были развалины от поселения, разрушенного татарами при паническом бегстве с Куликова поля.

Старики говорили, что слышали от дедов о том, что в двух верстах на запад от Долгого в березовом лесу у Птани было несколько вросших в землю деревянных срубов из замшелого дуба. Одни утверждали, что там находилось становище разбойников, другие доказывали, что в этих местах ютились крестьяне, бежавшие от извергов-помещиков.

         В тихое и благодатное место в первой четверти 17 века нашли дорогу люди из Московии. Хозяева им в приюте не отказывали. Не дали они от ворот поворот и большой группе казацкой голытьбы с Нижнего Дона. Казаки строили свои дома в один ряд по краю бесконечного оврага с главными окнами на юг и одним в «Суднике» на север. Дворовые постройки примыкали вплотную к северной стороне жилища. Туда вела «задняя дверь».

         Этот порядок застройки люди называли «долгим», т.е. длинным, а деревенская слобода стала именоваться Долгое. С возведением деревянного храма слобода получила статус села Долгое. Храм назвали именем Святого Георгия –Победоносца. Церковь прославилась своей необычной для здешних мест архитектурой, акустикой, мелодичными колоколами и резным иконостасом. Позже долговцы построили более просторный храм. Судьба его также печальна, как и огромного большинства культовых зданий России…

         Так бы и стоять этим домишкам нежилыми, но приплыл однажды некий Иван Егоров – опальный казак из Черкесска. Приплыл и поселился в одном из пустующих домов. Он, дабы, не погибнуть с голоду, стал промышлять охотой и рыбной ловлей. И вот в один прекрасный день пошел охотиться на тетеревов, и случайно вышел на село Долгое. Долговцы радушно приняли могучего бородача, а одна девушка горячо полюбила гостя. Девушка ему приглянулась, а от косы, до пят спадающей, в оглоблю толщиной, он и глаз не мог отвести      .

         Через полгода Федула и Иван обвенчались и ушли жить в будущее село Воскресенское, а тогда в один из заброшенных домов у Птани, где остановился Егоров. И стали они первопоселенцами будущего большого села Воскресенское. Следующей весной супруги   посетили родные места Ивана на Нижнем Дону. Пришли с ними еще несколько семей и построились рядом с Егоровыми. Потом и другие стали пополнять новую деревню.

При императоре Петре Алексеевиче долговские выселки записаны в книге как «Казачьи выселки», потому что большинство семей было казацкими.

         Село Долгое в 1859 году входило в состав Данковского уезда Рязанской губернии. Тогда Долгое насчитывало 208 крестьянских дворов. Население составляло 786 мужчин и 810 женщин.

         В селе имелась церковь, действовала сельская управа, работали три мельницы, функционировал этапный пункт. Долговцы гордились своим прекрасным по тем годам мостом через Дон.

         Из числа крестьян беспомещичьего села Долгое сложилась значительная прослойка сельской буржуазии, как их называли долговцы – купцов. На своих потомственных землях они выращивали большое количество скота, производили много хлеба и овощей. Особой зажиточностью отличались правнуки Григория Котова (бывший атаман Кот). Особенно Панфил Дементьевич. На своих мелких предприятиях они использовали наемную рабочую силу. На их полях трудились батраки, а в принадлежащих им сельских лавках товары, завезенные из Тулы и других городов, продавали приказчики.

         Не менее богаты были братья Политовы, известный в округе своим трудолюбием Сергей Григорьевич Авдеев и многие другие. К сожалению, некогда уважаемых в селе людей помнят немногие. Безжалостное время господства тоталитаризма попыталось уничтожить славную историю казацкого села на Данковщине. Потеряно многое. Но не все.

                                             Литература

                Потапов П. Из истории сёл Воскресенское и Долгое // Заветы Ильича.-2011.- 20 янв.

                                                   Деревня Прудки

         Из рассказа Конюшовой К.П.   В старину в деревне Прудки было всего 56 домов и проживало в них около двухсот человек. Первый колхоз в Прудках назывался «Демьян Бедный», позднее его переименовали в колхоз «Максим Горький». Деревня Прудки относилась в Хорошеводскому сельсовету Воскресенского района.

         В колхозе были лошади, овцы, коровы (примерно 25-30). На полях сеяли овес, рожь, пшеницу, сажали картошку и свеклу. Каждая семья должна была обрабатывать 5-6 гектаров свеклы. Обработку надо было делать три раза, а осенью в сентябре начинали её убирать. Картофель и овощи сажали вручную под лопату. До войны тракторов не было. Веяли и вязали снопы тоже вручную. Жизнь была очень тяжелая.

         С жителей собирали налоги молоком, яйцом, шерстью. Кто не вступил в колхоз, не разрешали держать корову.

         До объединения колхозов работали за трудодни. Зарплату получали зерном. Жители деревни дома выращивали скот, занимались пчеловодством, садоводством, овощеводством. Свою продукцию продавали и жили на эти деньги. Жили бедно. Воду носили из колодца на коромысле. Для скота воду брали из пруда. В деревне было три колодца.

         В каждой семье было по 4-5 детей. Детских садов не было.

         Хлеб пекли дома сами. Вечерами зимой женщины вязали платки и носки. Из старых вещей ткали на станках половики. Ткацкие станки имелись в каждом доме. На них женщины ткали также белое полотно. Полотно выстилали на улице, оно выгорало на солнце и становилось белым. Из этого полотна шили сами себе рубашки и платья.

         Для праздников готовили специальные расшитые и вышитые костюмы. Праздники отмечались особенно широко и весело. В деревне клуба не было. Ходили по домам, гуляли, плясали под гармошку. Не один праздник не обходился без нее. В Прудках отмечали престольный праздник Сергов день (Сергиев день). На праздник съезжались гости, двоюродные и дальние родственники. Праздновали три дня. Троицу отмечали в лесу, где была большая поляна «Старая изба». Раньше на этой поляне стояла изба для лесников. На гуляние собирались жители из Алексеевского поселка, из Ивановского, Хороших Вод. На поляне накрывали столы, качались на качелях, водили хороводы, плясали под гармошку. Каждый приносил на праздник, что мог. Иногда на праздниках случались и драки.

         В деревне Прудки была начальная школа, которая отапливалась дровами. Учительницей работала Захарова Ксения Ивановна. После окончании 4 класса школьники обучались в Шилово или в Хороших Водах, там были семилетки.

Во время войны в школе был госпиталь. За лесом располагался аэродром. Солдаты и летчики жили в домах жителей.

         В 1953 году населенные пункты: Ивановка, Алексеевка, Прудки, Хорошие Воды объединились и образовался Хорошеводский сельсовет Воскресенского района.

         В 1954 году жители постепенно стали уезжать из села, потому что тяжело было жить: не было дорог, света, колонок для воды. Для очистки зерна на току использовались машины с ручным приводом. Женщины крутили их вручную. Постепенно появились тракторы, комбайны «Сталинцы», «РСМ», их цепляли за трактор ДТ-54. Хлеб валили жатками. Их тоже цепляли к трактору.

         В 1960 году появились комбайны СК-3, производства Ростов-на-Дону. В этом же году начали поводить электричество. Все население должно было копать ямки для столбов вручную. На каждую семью распределили по 6 ямок.

                                               Церковь Вознесения Христова

В 1790 году по решению деревенского схода «Казачьих выселок» было завершено строительство православного храма. В описании церквей Ефремовского уезда указывается, что церкви дали имя Вознесения Христова. По рассказам старожилов и описаниям современников храм был великолепен. По московскому проекту его сооружали Елецкие соборных дел мастера, расписывали художники из Петербурга. По дошедшим до нас сведениям большую финансовую помощь при сооружении здания из личных средств оказал помещик из Петропавловки по фамилии Ширяев.

         Каменный храм построен на средства прихожан и помещика   Доломанова. С самого основания храма до 1889 года в нем было два алтаря, в настоящем во имя Воскресения Христова и в предельном храме во имя св. Николая Чудотворца

         После освещения церкви с 1791 года бывшее поселение «Казачьи выселки» стали именоваться селом Воскресенским (по названию церкви).     

         В 1860 году настоящая часть храма была расширена и получила крестообразную форму, а в 1889 году та же перемена последовала и в трапезной части храма, при чем в ней устроены были два предельных алтаря: правый – во имя бессеребенников и чудотворцев Косьмы и Дамиана и левый – во имя святого Николая Чудотворца.      В связи с ростом числа прихожан в начале ХIХ века церковь была расширена.

В 1860 году была сделана ещё одна пристройка, наведен порядок на церковном кладбище. Вокруг церкви и кладбища соорудили новую ограду.

         В 1865 году произведено было обновление иконостаса и стенной живописи в храме.

         Причт церкви состоял из священника и двух псаломщиков, пользовался церковной землей в размере 36 десятин – под большой дорогой и около 1 десятины – под оврагами. При церкви существовала земская школа.

                   С конца XVIII века в селе Воскресенское стала работать церковно-приходская школа. Она действовала до 1870 года, когда открылась земская начальная школа.

В пяти километрах от села Воскресенское есть село Скородное. Здесь родился заслуженный деятель искусств, народный художник РСФСР Комаров Алексей Никанорович (1879-1977), который являлся, иллюстратором учебников и оформителем музеев.

         В Скородном родился Пекалов Семён Матвеевич – единственный из данковчан, удостоенный чести за совершенный им подвиг быть похороненным у Кремлёвской стены.

         В прошлом заведующая Воскресенской библиотекой Кобзева Александра Григорьевна вела переписку с писателем Малашкиным С.И.

         С 1 ноября 1936 года сентябрь 1941 года после окончания Воронежского педагогического института   работал преподавателем русского языка и литературы в Воскресенской средней школе Николай Петрович Пустынцев, Герой Советского Союза.

         На территории села Воскресенское находится единственный в районе памятник К.Е.Ворошилову.

         Землевладельцем села Воскресенское был князь Андрей Григорьевич Гагарин, крупный учёный, изобретатель (станки).

                            Обелиск памяти

Обелиск памяти погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны в селе Воскресенское был открыт в 1967 году. Он представлял собой прямоугольную стелу на прямоугольном постаменте. На мраморной доске были написаны имена погибших   воинов – односельчан. Со временем обелиск пришел в ветхое состояние.

В 2008 году администрацией сельского поселения Воскресенский сельсовет на ремонтные работы по восстановлению памятника было профинансировано 200 тысяч рублей. Были изготовлены 7 мраморных плит, на которых были высечены фамилии и инициалы погибших воинов села Воскрескенское. Всего 317 фамилий. Вверху над плитами надпись «Люди! Помните, какой ценой завоевано счастье - жить». Справа чуть ниже надпись «Они погибли, защищая родину».

Площадка, прилегающая к основанию памятника, выложена тротуарной плиткой. Вокруг памятника установлена металлическая изгородь. В настоящее время памятник ухожен. В день Победы здесь проходят митинги.

                         Николай Петрович Пустынцев

         Герой советского Союза Николай Петрович Пустынцев родился 1 декабря 1911 года в селе Покровское, ныне Бикинского района Хабаровского края в семье служащего.

         В 1927 году окончил семилетнюю школу в посёлке Бикин, затем продолжил учёбу в Хабаровском педагогическом техникуме.

            В 1932 - 1934 годах служил в Красной Армии. Работал преподавателем русского языка и литературы в селе Воскресенское ныне Данковского района Липецкой области.

         В 1941 году заочно окончил Воронежский педагогический институт.

В сентябре этого же года был призван в ряды Красной Армии Воскресенским районным военкоматом. С мая 1942 года служил в рядах 264-й стрелковой дивизии. В рядах этой дивизии прошел свой боевой путь.        Красноармеец Николай Петрович Пустынцев был разведчиком. В августе 1943 года был назначен командиром разведгруппы, тогда же ему было присвоено звание старший сержант. За первый год участия был одним из лучших разведчиков части. Только в период наступления в августе – сентябре 1943 года он совершил 12 выходов в тыл врага, захватил 4 контрольных пленных («языков»).

         Разведчик 47-й гвардейской разведывательной роты гвардии старший сержант Пустынцев проявил личное мужество и высокое мастерство разведчика в ходе битвы за Днепр. 17 октября 1943 года во главе разведгруппы проник в тыл противника, выявил замаскированные артиллерийские и миномётные позиции врага. Передал по рации точные координаты целей и точно координировал огонь артиллерии по ним. В результате массированного артиллерийского удара были уничтожены 12 орудий, 7 миномётов, 2 танка и несколько десятков солдат и офицеров врага. По возвращению через линию фронта группа захватила унтер-офицера и доставила его в штаб дивизии.

         За успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета от 20 декабря 1943 года гвардии старшему сержанту Николаю Петровичу Пустынцеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

         Пустынцев и далее продолжал участвовать в боях. Участвовал в Нижнеднепровской, Березнеговато-Снигирёвской и Белорусской наступательных операциях. За отличие в последней операции старшина Н.П. Пустынцев был награждён очередным боевым орденом.

         В 1944 году окончил курсы офицерского состава и получил звание младший лейтенант.

         После Победы продолжал службу в Советской Армии. С 1947 года старший лейтенант Н.П. Пустынцев в запасе.

         После демобилизации Герой Советского Союза Николай Петрович Пустынцев возвращается в Данковский район. 15 марта 1949 года он приступает к работе учителем 2 класса Тёпловской средней школы, а с сентября 1951 года преподаёт русский язык. 30 июня 1953 года Николая Петровича переводят директором Воскресенской средней школы.

         С 1955 года жил в Мурманске. Работал завучем и директором в средней школе, затем - преподавателем заочной школы плавсостава Мурманского тралового флота.

         С 1972 года жил в Москве. Занимался журналистикой, автор двух книг воспоминаний о войне: «Сквозь свинцовую вьюгу», «На огненном рубеже», рассказов.

         Н.П. Пустынцев умер 15 июня 1990 года. Похоронен на Хованском кладбище в Москве.

         Имя Героя увековечено на мемориальном комплексе в парке Победы города Данкова.

Литература:

Огрызков К. Воскресенское / К. Огрызков // Липецкая энциклопедия. Т. 1. - Липецк, 1999. - С. 236.

Воскресенское // Липецкий энциклопедический словарь. - Липецк, 1994. - С. 120.

Воскресенский район // Поколенья труда, надежд и свершений: Иллюстрированный сборник информационно-справочных материалов о руководителях городов и районов Липецкой области (1954-2014гг.). - Липецк, 2013. - 46-49.

Огрызков К. Долгое / К. Огрызков // Липецкая энциклопедия. Т. 1. - Липецк, 1999. - С. 349.

Огрызков К. Прудки / К. Огрызков // Липецкая энциклопедия. Т. 3. - Липецк, 2001. - С. 123.

Воскресенское Воскресенского сельсовета. Храм Воскресения Христова

// Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии : Данковский район / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. - Липецк, 2011.- С. 193-195.

Скородное. Храм Вознесения Господня // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии : Данковский район / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. - Липецк, 2011.- С. 319-321.

Долгое Воскресенского сельсовета. Храм святого Георгия Победоносца // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии : Данковский район / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. - Липецк, 2011.- С. 217-219.

Орловка. Храм Покрова Пресвятой Богородицы // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии : Данковский район / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. - Липецк, 2011.- С. 295-299.

Хорошие Воды. Храм святых Кира и Иоанна // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии : Данковский район / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. - Липецк, 2011.- С. 381-383.

Ломоносов А. Гагарин Андрей Григорьевич / А. Ломоносов // Липецкая энциклопедия. Т. 1. - Липецк,1999. - С. 243.

Усачева О. Комаров Алексей Никанорович / О. Усачева // Липецкая энциклопедия. Т. 2. - Липецк, 2000. - С. 148.

Огрызков К. Пустынцев Николай Петрович / К. Огрызков // Липецкая энциклопедия. Т. 3. - Липецк, 2001. - С. 128.

Малюков И. Ф. Жил на Данковской земле / И. Ф. Малюков // Малюков И. Ф. Страницы истории Данковского края / И. Ф. Малюков. - Воронеж, 2011. - С. 127-128.

Огрызков К. Райский Михаил Иванович / К. Огрызков // Липецкая энциклопедия. Т. 3. - Липецк, 2001. - С.143.

Портнихина Т. Профессор медицины из села Воскресенское :[о М. И. Райском (1873-1956)] / Т. Портнихина // Заветы Ильича. - 2021. - 10 июня (№ 23). - С. 13. ; фото. - ( Истоки : историко- краеведческая страница).

Портнихина Т. Памяти ученого-земляка : [145 лет исполнилось со дня рождения д-ра мед. наук, проф. М. И. Райского (1873-1956)] / Т. Портнихина // Заветы Ильича. - 2018. - 20 сент. - (Истоки : историко-краеведческая страница).

Портнихина Т. Увековечена память выдающегося земляка : [на здании Дома культуры с. Воскресенское установлена мемор. доска в честь д-ра мед. наук, проф. М. И. Райского (1873-1956)] / Т. Портнихина ; фот. В. Стрельников // Заветы Ильича. - 2018. - 9 окт.