Осипов Василий Васильевич  ( 10.11.1920 -           )
Осипов Василий Васильевич  ( 10.11.1920 -           )
Осипов Василий Васильевич  ( 10.11.1920 -           )
Осипов Василий Васильевич  ( 10.11.1920 -           )
Осипов Василий Васильевич  ( 10.11.1920 -           )
Осипов Василий Васильевич  ( 10.11.1920 -           )
Осипов Василий Васильевич  ( 10.11.1920 -           )

Осипов Василий Васильевич ( 10.11.1920 - )

Герой СССР

Осипов Василий Васильевич родился 10 ноября в деревне Инихово Данковского района.

Окончив Иниховскую начальную школу, а потом Хрущевскую семилетку, в 1937 году он переехал в Подмосковное Кунцево. Здесь юноша работал в отделении связи и одновременно учился в аэроклубе. Василий был зачислен в Кировабадскую авиашколу, по окончании которой в 1941 году его направили в бомбардировочный авиаполк дальнего действия. С августа 1941 года Василий Осипов – в действующей армии. Начал воевать рядовым пилотом, сержантом, а кончил – заместителем командира эскадрильи, старшим лейтенантом. Всего он совершил 285 боевых вылетов.

Свой первый боевой вылет В.В. Осипов сделал 25 августа 1941 года, а последний - 28 апреля 1945 года. Между ними месяцы и месяцы напряженной боевой страды, лечение в госпиталях, победы и поражения, радость исполненного долга и горечь потерь. В составе дальнебомбардировочного полка на самолете Ил-4 Осипов летал на бомбардировку военных объектов, живой силы и техники противника, как в тылу, так и на переднем крае под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, в Белоруссии и Прибалтике. Его экипаж участвовал в налетах на Берлин, Кенигсберг, Тильзит, Будапешт, Дебрецен, бомбил военно-морские и авиационные базы гитлеровцев в Норвегии и Финляндии, обеспечивая безопасный проход морских караванов союзников в наши северные порты, не раз доставлял белорусским и литовским партизанам оружие, боеприпасы, снаряжение, медикаменты, а также радистов, врачей.

Во всех этих операциях Василий Осипов показал себя настоящим мастером своего дела, воздушным бойцом. Какие бы трудности не встречал он в бою, задание всегда выполнял блестяще. Недаром его считали одним из лучших летчиков в дивизии.

25 октября 1941 года во время битвы под Москвой группа наших дальних бомбардировщиков получила задание уничтожить мост в ближнем тылу противника. В ее составе – экипаж Осипова. В районе цели была большая облачность, поэтому пришлось снизиться до 600 метров. Первый заход. Бомбы ложатся рядом с переправой. И в этот момент от разрыва зенитного снаряда самолет Осипова получает повреждение. Ранен стрелок-радист. Заклинило правый двигатель. Но Василий на одном левом двигателе сделал еще несколько заходов, пока от моста ничего не осталось. Отважный сокол дотянул самолет до своей территории и посадил его на заснеженное поле.

В ночь на 6 июля 1942 года экипаж Осипова участвовал в налете наших бомбардировщиков на железнодорожный узел Курск. Объект прикрывался 5 зенитными батареями, небо обшаривали 15 прожекторов. При подходе к цели гитлеровские зенитчики открыли ураганный огонь по самолетам. Тут еще разразилась сильнейшая гроза. Несмотря на это бомбардировщики прорвались к стации, где скопилось большое количество эшелонов противника. От метких боевых ударов Осипова и его боевых товарищей взлетали на воздух вагоны с живой силой и техникой, там и тут громыхали взрывы, кругом полыхало зарево пожаров.

В районе города Борисова фашисты окружили крупный отряд партизан. Без помощи им не обойтись. Экипаж Осипова получил задание оказать эту помощь народным мстителям. Нужно было нанести бомбовый удар по району, через который партизаны могли бы выйти из окружения.

Недалеко от цели самолет Осипова неожиданно атаковали три вражеских истребителя. Завязался неравный воздушный бой. Огненная трасса «мессера» прошила наш бомбардировщик. Осипов и радист ранены, стрелок убит. Серьезное повреждение получил самолет: вышла из строя внутренняя связь, разбиты приборы контроля работы двигателей.

Кровь из раны на голове заливала глаза, но Василий продолжал управлять самолетом. Раненый радист меткой очередью сбил одного «мессершмитта». Воспользовавшись замешательством фашистских летчиков, Осипов оторвался от преследования. Он вывел самолет к железнодорожной станции, где находилось скопление гитлеровцев, и обрушил на них уничтожающий бомбовый удар, чем помог партизанам вырваться из окружения. Ценой неимоверных усилий Осипов и члены его экипажа перелетели линию фронта и дотянули до своего аэродрома.   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года старшему лейтенанту Осипову Василию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Боевые подвиги летчика отмечены многими наградами, в том числе вторым орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени. После войны Василий Васильевич продолжал служить в авиации: был инспектором по технике пилотирования, командовал полком, несколько лет посвятил испытательной работе. В 1962 году он уволился в запас. До 1971 года работал в Министерстве авиационной промышленности. Жил в Москве. Умер Василий Васильевич в 1989 году.

Имя Героя Советского Союза Осипова Василия Васильевич увековечено на мемориальном комплексе г. Данкова, расположенного в п. Победы

Награды героя

Орден Красной Звезды

Приказ подразделения
№: 41/н от: 06.03.1943
Издан: ВС 36 Авиационной дивизии Дальнего действия
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 682526
Ед.хранения: 69
№ записи: 11893518

Орден Отечественной войны I степени

Приказ подразделения
№: 158/н от: 30.03.1944
Издан: ВС АДД
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 686044
Ед.хранения: 3430
№ записи: 20828226

Орден Красного Знамени

Приказ подразделения
№: 474/н от: 07.09.1943
Издан: авд ДД
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 682526
Ед.хранения: 1475
№ записи: 17555497

Сведения предоставлены Данковским краеведческим музеем.